Friday, March 5, 2010

Положение о порядке взаимодействия операторов электросвязи с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

1. Настоящим Положением определяется порядок взаимодействия операторов электросвязи (за исключением оказывающих услуги по распространению программ телевизионного вещания и радиовещания) (далее – операторы) с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (далее – уполномоченные органы), при:

оказании содействия в проведении оперативно-розыскных мероприятий и создании условий для их проведения на сетях электросвязи;

обеспечении доступа к базам данных, автоматизированным системам операторов, предоставлении информации о пользователях услуг электросвязи (далее – абоненты) и об оказанных им услугах электросвязи, а также к иной информации, необходимой для выполнения задач, возложенных на уполномоченные органы.

2. Для целей настоящего Положения под удаленными пунктами управления системами технических средств для обеспечения оперативно-розыскных мероприятий (далее – СОРМ) понимаются объекты с аппаратными и программными средствами для управления СОРМ, используемые органами государственной безопасности и Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь (далее – Оперативно-аналитический центр).

3. Непосредственное взаимодействие с операторами по вопросам создания, внедрения и эксплуатации СОРМ на сетях электросвязи осуществляют подразделения, определенные органами государственной безопасности и Оперативно-аналитическим центром (далее – уполномоченные подразделения).

4. Уполномоченные подразделения разрабатывают и реализуют меры по созданию и внедрению СОРМ на сетях электросвязи, их использованию в интересах уполномоченных органов в порядке, определяемом соглашениями между этими органами.

5. При построении сети электросвязи оператор обязан использовать средства электросвязи, позволяющие обеспечить внедрение и эксплуатацию СОРМ, предусматривающих независимое подключение удаленных пунктов управления СОРМ органов государственной безопасности и Оперативно-аналитического центра.

6. Технические нормативные правовые акты, содержащие требования к СОРМ, разрабатываются и утверждаются Министерством связи и информатизации (далее – Минсвязи) по согласованию с Комитетом государственной безопасности (далее – КГБ) и Оперативно-аналитическим центром.

7. Оператор, получивший специальное разрешение (лицензию) на оказание услуг электросвязи, в месячный срок письменно сообщает об этом в КГБ и Оперативно-аналитический центр для принятия ими решения о необходимости внедрения СОРМ на создаваемой сети электросвязи с учетом интересов уполномоченных органов.

КГБ и Оперативно-аналитический центр не позднее одного месяца со дня регистрации обращения оператора уведомляют его о принятом решении, а в случае необходимости внедрения СОРМ – о своих уполномоченных подразделениях.

8. В трехмесячный срок со дня получения уведомления КГБ и Оперативно-аналитического центра о необходимости внедрения СОРМ на создаваемой сети электросвязи оператор совместно с уполномоченными подразделениями разрабатывает план мероприятий по внедрению и эксплуатации СОРМ и каналов связи между объектами электросвязи и удаленными пунктами управления СОРМ (далее – план). План согласовывается с Минсвязи, КГБ, Оперативно-аналитическим центром и утверждается руководителем оператора.

9. При принятии КГБ или Оперативно-аналитическим центром решения о необходимости внедрения СОРМ на действующей сети электросвязи они уведомляют об этом решении Минсвязи и оператора.

Минсвязи совместно с КГБ, Оперативно-аналитическим центром и оператором в трехмесячный срок со дня получения уведомления проводится проверка технической возможности внедрения СОРМ с учетом интересов уполномоченных органов и выносится соответствующее заключение. При наличии технической возможности внедрения СОРМ в заключении определяются сроки установки и ввода их в эксплуатацию.

В трехмесячный срок со дня получения заключения о технической возможности внедрения СОРМ оператор совместно с уполномоченными подразделениями разрабатывает план, который согласовывается с Минсвязи, КГБ, Оперативно-аналитическим центром и утверждается руководителем оператора.

10. Оператор за счет собственных средств и иных источников, не запрещенных законодательством, осуществляет:

приобретение, установку, техническое обслуживание и ремонт СОРМ, за исключением удаленных пунктов управления СОРМ;

защиту сведений о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничение круга лиц, привлекаемых к установке, техническому обслуживанию и ремонту СОРМ (по согласованию с уполномоченными подразделениями);

работы по реализации технических требований к СОРМ на сети электросвязи;

приобретение и эксплуатацию каналообразующего оборудования, расположенного на объектах электросвязи, для организации каналов связи с удаленными пунктами управления СОРМ в порядке, согласованном с КГБ и Оперативно-аналитическим центром.

11. КГБ и Оперативно-аналитический центр за счет средств, выделяемых из республиканского бюджета на их содержание, и иных источников, не запрещенных законодательством, приобретают не входящие в состав средств электросвязи удаленные пункты управления СОРМ, каналообразующее оборудование для организации каналов связи между объектами электросвязи и удаленными пунктами управления СОРМ, за исключением каналообразующего оборудования, расположенного на объектах электросвязи, а уполномоченные подразделения осуществляют:

работы по организации каналов связи между объектами электросвязи и удаленными пунктами управления СОРМ (с участием оператора и в согласованном с ним порядке);

эксплуатацию СОРМ и удаленных пунктов управления СОРМ.

Иные уполномоченные органы за счет средств, выделяемых из республиканского бюджета на их содержание, и иных источников, не запрещенных законодательством, приобретают оборудование, необходимое для проведения ими оперативно-розыскных мероприятий через удаленные пункты управления СОРМ КГБ и Оперативно-аналитического центра.

12. Ввод СОРМ в эксплуатацию осуществляется оператором совместно с уполномоченными подразделениями, оформляется актом, который подписывается представителями оператора, КГБ и Оперативно-аналитического центра. Экземпляры акта хранятся у оператора и в уполномоченных подразделениях. Копия акта направляется в Минсвязи.

13. При вводе в эксплуатацию новых средств электросвязи, внедрении новых технологических решений или модернизации средств электросвязи оператор обязан принимать меры по обеспечению функционирования СОРМ в соответствии с техническими нормативными правовыми актами, содержащими требования к СОРМ, и планом.

14. В случае отсутствия на сети электросвязи СОРМ оператор на основании письменного обращения органа государственной безопасности, органа внутренних дел или Оперативно-аналитического центра создает ему условия для размещения и подключения на объектах электросвязи другого оборудования и программных средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий.

15. Оператор обязан предоставлять по требованию:

уполномоченных органов – безвозмездный круглосуточный удаленный доступ к базам данных об абонентах с использованием технических средств этих органов;

уполномоченных подразделений – безвозмездный круглосуточный удаленный доступ к базам данных об абонентах с использованием технических средств уполномоченных органов, к базам данных об оказанных абонентам услугах электросвязи, автоматизированным системам операторов, а также передавать уполномоченным подразделениям в режиме реального времени информацию, в том числе техническую, обо всех оказанных абонентам услугах электросвязи.

Доступ к базам данных об оказанных абонентам услугах электросвязи, автоматизированным системам операторов осуществляется уполномоченными органами только через технические средства одного из уполномоченных подразделений. Обращения к базам данных об оказанных абонентам услугах электросвязи, автоматизированным системам операторов регистрируются техническими средствами уполномоченных подразделений. Информация о таких обращениях хранится уполномоченными подразделениями в течение пяти лет.

Информация об оказанных абонентам услугах электросвязи хранится оператором в соответствующих базах данных не менее пяти лет.

16. При отсутствии технической возможности организации круглосуточного удаленного доступа к базам данных об абонентах по письменному обращению Председателя Комитета государственной безопасности, Министра внутренних дел или начальника Оперативно-аналитического центра оператор обязан безвозмездно передать достоверную и полную версию указанных баз данных в КГБ, Министерство внутренних дел (далее – МВД) или Оперативно-аналитический центр на материальных носителях информации в электронном виде.

Передача баз данных об абонентах осуществляется по акту с указанием состава передаваемой информации и носителей, на которых она записана. Акт подписывается представителями оператора, передающего эти базы, и представителями подразделения КГБ, МВД или Оперативно-аналитического центра, получающего их. Один экземпляр акта передается вместе с данными базами, второй остается у оператора.

17. Базы данных об абонентах должны содержать следующую информацию:

о физических лицах – абонентский номер, фамилия, имя, отчество, адрес абонента или адрес установки оконечного абонентского устройства (терминала), абонентские номера, данные, позволяющие определить (идентифицировать) абонента или его оконечное устройство (терминал), а для абонентов сети сотовой подвижной электросвязи – также реквизиты документа, удостоверяющего личность (его название, серия, номер, дата выдачи и наименование государственного органа, выдавшего документ);

о юридических лицах – наименование (фирменное наименование) юридического лица, его юридический адрес, адрес установки оконечного абонентского устройства (терминала), абонентские номера, данные, позволяющие определить (идентифицировать) абонента или его оконечное устройство (терминал);

общие сведения об услугах электросвязи, активированных абонентом.

18. Обеспечение уполномоченными подразделениями оперативно-розыскных мероприятий на сетях электросвязи, а также получение и использование уполномоченными органами информации, содержащейся в базах данных об абонентах и оказанных им услугах электросвязи и автоматизированных системах операторов, осуществляются при наличии оснований и условий для проведения оперативно-розыскных мероприятий, установленных Законом Республики Беларусь от 9 июля 1999 года «Об оперативно-розыскной деятельности» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 57, 2/64).

Ответственность за соблюдение законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий на сетях электросвязи, использовании информации об абонентах и оказанных им услугах электросвязи, а также иной информации, необходимой для выполнения задач оперативно-розыскной деятельности, несут руководители уполномоченных органов и уполномоченных подразделений.

Tuesday, March 2, 2010

Пекарский: Милиционер имеет право возмущаться, что его фотографируют

Пекарский Олег
Заместитель министра внутренних дел во время пресс-конференции в Минске дал оценку действиям ОМОНа на акциях оппозиции.

Во время мирных демонстраций сотрудники ОМОНа в штатском, не представляясь и не показывая документов, с применением грубой физической силы, мешают фотографам и операторам выполнять их профессиональные обязанности.

«Акции эти не всегда разрешены. Нужно реально понимать и оценивать ситуацию. Милиционер в праве возмущаться, что его снимают, когда ему этого не хочется. Очень часто потом создается картинка, которая идет на запад. И милиция там фигурирует в неприглядном свете. Нужно выработать какие-то правила поведения, которые бы удовлетворила всех», - цитирует Олега Пекарского «Наша Ніва».

Пресс-секретарь МВД Светлана Боровская добавила, что речи о появлении на акциях специальных пресс-офицеров, о которых ранее заявляло руководство министерства, не ведется.

Напомним, что вот уже на протяжении полугода сотрудники ОМОНа блокируют работу журналистов. К каждому журналисту приставляются по 2-3 человека, которые отталкивают корреспондентов от места проведения акций оппозиции, повреждая их аппаратуру.

Ранее заместитель министра внутренних дел Беларуси Евгений Полудень заявил, что в разработке комплекса мер по работе с журналистами белорусская милиция опирается на опыт коллег из Германии. В ответ на утверждение замглавы МВД Беларуси в Союзе журналистов Германии заявили, что «если на демонстрации полиция избивает людей, работа журналиста — задокументировать это».

Источник:
http://www.charter97.org/ru/news/2010/3/2/26913/




Уголовный кодекс Республики Беларусь

Статья 198. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста
Воспрепятствование в какой бы то ни было форме законной профессиональной деятельности журналиста либо принуждение его к распространению или отказу от распространения информации, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, уничтожением или повреждением имущества, ущемлением прав и законных интересов журналиста, -
наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.


Закон Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. №263-З
"Об органах внутренних дел Республики Беларусь"

Статья 5. Гласность в деятельности органов внутренних дел


Деятельность органов внутренних дел является гласной, открытой
для граждан и средств массовой информации в той мере, в какой это не
противоречит требованиям законодательства Республики Беларусь о
защите государственных секретов и иной охраняемой законом тайны.

Monday, March 1, 2010

Старший сын Лукашенко расправился с руководством управления МВД, возбуждавшего дела на окружение отца

 Старший сын белорусского президента Александра Лукашенко, Виктор, практически полностью "истребил" Главное управление МВД Белоруссии по борьбе с коррупцией и экономическими преступлениями, которое последние годы возбуждало уголовные дела против многих высокопоставленных чиновников из окружения белорусского президента. Война, которую КГБ вел против МВД, завершилась в конце февраля, пишет "Огонек".

Александр Лукашенко поверил в старшего сына Виктора примерно три года назад, пишет издание. Он к тому времени окончил институт, отслужил в пограничных войсках, набрался опыта в государственных структурах и изъявил желание помочь отцу. Виктор Лукашенко стал советником президента по вопросам национальной безопасности, постепенно подчинил себе Совет безопасности, а потом замахнулся и на контроль за силовыми министерствами.

Сначала союзником Виктора Лукашенко выступал министр внутренних дел Наумов, который когда-то возглавлял службу безопасности президента и хорошо знал его детей. При помощи Наумова Виктор Лукашенко свалил самого могущественного чиновника Белоруссии после президента - руководителя Совета безопасности Виктора Шеймана. Потом - одиозного председателя КГБ Степана Сухоренко.

Список объектов среди влиятельных силовиков, попавших под горячую руку "молодого Вити", велик: были арестованы заместитель председателя погранкомитета генерал-майор Евгений Комарницкий, начальник департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля Анатолий Громович, а потом и начальник следствия Геннадий Гапоненко; в КГБ - начальник Управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией полковник Михаил Михолап и начальник Управления по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом полковник Александр Метелица. Вообще, за два года кадровый состав КГБ почти полностью изменился. Председателем комитета стал Вадим Зайцев - близкий друг Виктора Лукашенко, с которым он служил в погранвойсках. На ключевые посты в КГБ были назначены молодые соратники сына президента.

В конце 2008 года указом президента были упразднены сразу три структуры, которые составляли костяк политического сыска в стране: Управление по защите государственного строя и общественной безопасности в Генеральной прокуратуре, Управление по борьбе с коррупцией в высших эшелонах власти (тоже было создано в Генпрокуратуре), а также Государственный центр безопасности информации. Вместо них создали Оперативно-аналитический центр при президенте. Это новая спецслужба, которая полностью подчиняется сыну президента Белоруссии. Ее руководителем назначен бывший начальник военной контрразведки погранвойск полковник Валерий Вакульчик.

Сейчас пограничники - главные люди в Белоруссии, утверждает "Огонек". Ранее Вакульчик служил в спецотряде погранвойск ОСАМ и хорошо знаком с помощником президента по национальной безопасности Виктором Лукашенко. Штат новой структуры сформирован из абсолютно новых людей. Это бывшие сотрудники региональных управлений КГБ, серьезный переток кадров был зафиксирован из погранвойск, а также из военной контрразведки.

Почуяв власть, сослуживцы младшего Лукашенко пошли за флажки - так бывшие союзники из МВД в борьбе с ветеранами белорусского КГБ стали врагами. Министр внутренних дел сильно сопротивлялся давлению Виктора Лукашенко, надеясь на защиту президента. МВД, по старой привычке, продолжало разоблачать коррупционеров в КГБ, но времена уже изменились, а министр Наумов этого не понял. Никогда никакой, пусть даже самый верный соратник, не будет ближе сына. Лукашенко поддержал сына, и развязка наступила мгновенно.

Чекисты разделались с милиционерам с помощью браконьерской охоты

В марте 2009 года КГБ провел масштабные следственные действия в одном из районов Белоруссии. Чекисты охотились на людей в милицейских погонах. Было установлено, что заместитель министра МВД Ермаков вместе с начальником ОБЭП Жлобинского РОВД Леонидом Миненковым любят поохотиться в окрестностях Жлобина. Для поиска компромата на милицейских чинов в Жлобин прибыла бригада КГБ во главе с замом председателя КГБ Иваном Тертелей, которому, кстати, в феврале 2010-го было присвоено звание генерала. Стремительно, в течение нескольких дней чекисты провели большое число обысков, задержаний, допросов и прочих спецмероприятий, собирая материалы об охоте офицеров МВД. В ответ министр внутренних дел Наумов послал в Жлобин свою спецгруппу - офицеров из центрального аппарата и Гомельского УВД. Они за сутки собрали показания пострадавших от действий следователей КГБ.

Но чекисты умело распорядились "делом о браконьерах". Они все слили в независимую прессу. В Белоруссии, где годами уничтожают независимые СМИ, где журналисты приравнены к потенциальным врагам государства, именно благодаря независимой прессе, которая существует чуть ли не в подполье, КГБ победил в войне с милицейским ведомством. Со всеми материалами, вооруженный копиями гневных публикаций, на доклад к президенту пошел Виктор Лукашенко. Все знают Александра Лукашенко как настоящего защитника животных, так что реакция была ожидаемой - президент дал отмашку на строгое наказание милиционеров, остальное было делом техники. Глава МВД подал в отставку, значительная часть сотрудников, связанных с антикоррупционными делами, уволилась, приближенный к главе МВД капитан Вячеслав Дудкин сбежал в Россию, остальных через год, в конце февраля 2010-го, осудили по разным статьям.

КГБ в Белоруссии победил в напряженной войне с МВД. "Охотничье дело" - это финал масштабной войны между КГБ и МВД, которая длилась в Белоруссии около двух лет. Генерал Наумов уехал в Москву на заработки. В чистом выигрыше вроде бы только Оперативно-аналитический центр, который курирует Виктор Лукашенко. На подходе еще приговор по делу бывшего начальника Главного управления оперативно-разыскной деятельности МВД полковника Ивана Шишло.

Одновременно с вынесением приговора милиционерам президент Белоруссии присвоил заместителю председателя КГБ Ивану Тертелю, начальнику управления военной контрразведки Алексею Захарову и бывшему начальнику УКГБ по Брестской области Игорю Бахматову звания генералов.

Несмотря на всего полуторагодовалую историю новой спецслужбы, многих ее сотрудников уже наградили высокими правительственными наградами, расширяется и сфера деятельности - теперь центру поручено навести порядок в интернете и обеспечить информационную защиту государства.

Как отмечает издание, между сотрудниками МВД и КГБ традиционно никогда не было большой любви. Конкуренция между силовыми структурами существует в любом государстве. Часто она даже поощряется властями для повышения эффективности работы спецслужб или как гарантия того, что какой-нибудь силовой министр однажды не выйдет из-под контроля и не наломает дров. Однако в Белоруссии эта война приобрела небывалый размах, стоила карьеры нескольким генералам с обеих сторон и обернулась длительными тюремными сроками для большого числа начальников как в КГБ, так и в МВД. Одни эксперты полагают: в Белоруссии идет поколенческая революция, которая, как всякая революция, ломает людские судьбы. Другие убеждены: в Белоруссии никакая революция при Лукашенко невозможна.

Между тем президент Лукашенко утвердил новый порядок, при котором право на арест подозреваемых получают руководители КГБ, МВД и Госконтроля без всяких санкций прокуратуры. Так что кому за кем охотиться, будет решать в Белоруссии только один человек, резюмирует издание.

https://www.newsru.com/world/01mar2010/lukashenko.html