Эта белорусская женщина совершила трюк в духе Дэвида
Копперфильда. Находясь под круглосуточной охраной, она вышла за дверь и
пропала...
Виктор ФЕДОРОВИЧРовно пятнадцать лет назад эта белорусская женщина совершила трюк в духе Дэвида Копперфильда. Находясь под круглосуточной охраной, она вышла за дверь и пропала, оставив за собой шлейф не раскрытых до сих пор тайн. Правда, на одну из них Naviny.by смогли пролить свет…
7 апреля 1999 года исчезла экс-председатель правления Национального банка Беларуси Тамара Винникова. Находившаяся под круглосуточной охраной женщина в спортивном костюме и домашних тапочках незаметно покинула квартиру, расположенную в доме на улице Одинцова в Минске.
Через месяц, 7 мая, также загадочно без вести пропал бывший глава МВД Юрий Захаренко, что дало повод связать эти события и предположить о самом худшем.
Однако в декабре 1999 года Тамара Дмитриевна объявилась в Великобритании и сделала заявления, что «находится в Лондоне в статусе политического беженца» и что «ее преследуют белорусские власти именно по политическим мотивам». Она также сообщила, что долго молчала по той причине, что длительное время после побега оставалась в Беларуси, и тогда же ей подпольно сделали сложную операцию. Касаясь самого бегства, она утверждала, что ей помог случай: она воспользовалась накладкой, которая произошла в момент, когда ее передавали, как она выразилась, из группы охраны в группу, занимающуюся физическим уничтожением.
Справка Naviny.by
Председатель правления Национального банка Тамара
Винникова 14 января 1997 года указом Александра Лукашенко была
отстранена от занимаемой должности. В тот же день она была задержана по
подозрению в совершении должностного преступления и причинении ущерба
государству в особо крупных размерах. Речь шла о нескольких миллионах
долларов.
До 7 ноября 1997 года Винникова содержалась в
СИЗО КГБ. Затем из-за проблем со здоровьем она была выпущена под
подписку о невыезде и помещена под домашний арест; причем на то время
такой меры пресечения в белорусском уголовном законодательстве попросту
не было.
С весны 1999 года по лето 2011-го анкета о
международном розыске бывшей банкирши находилась в открытом доступе на
сайте Интерпола. Потом эта информация исчезла.
|
Тамара Винникова после своего
чудесного появления в Лондоне, дала несколько интервью, но кто и как
помог ей пересекать государственные границы без паспорта (или по
поддельному), об этом она не сказала ни слова.
В 2002 году в Украине были обнародованы «записи майора Мельниченко», согласно которым президент Украины Леонид Кучма и глава его службы безопасности вспоминали, как «через англичан выпускали» Винникову. Это дало повод заговорить о возможной сделке между беглянкой, белорусскими властями и некой третьей стороной. Были слухи, что таковую мог представлять опальный российский олигарх Борис Березовский. Якобы Борис Абрамович выступил своеобразным гарантом безопасности и посредником между Винниковой и Лукашенко, что, во-первых, позволило экс-главе Нацбанка «исчезнуть» на глазах охранников, во-вторых, спасло ее родственников от преследований режима. Якобы Березовский, к тому времени сам находившийся в розыске по линии Интерпола, заключил некую сделку, которая олигарху обошлась в 10 миллионов долларов.
К слову, год назад Тамара Дмитриевна подтвердила корреспонденту Naviny.by свое знакомство с Борисом Березовским, но опровергла слух о 10 миллионах долларов.
«За мою безопасность вообще никто не платил ни одного доллара. Никто и никогда не выступал посредником между мной и Лукашенко хотя бы потому, что я ни к кому не обращалась с подобными просьбами не только в той сложной для меня ситуации, но и вообще на протяжении всего моего жизненного пути. Я все свои проблемы всегда решала только сама лично», — сообщила она.
В то же время следы одной из сделок с участием Винниковой интернет-газете Naviny.by удалось найти. Произошло это случайно, в ходе журналистского расследования на другую тему.
После задержания Тамары Винниковой на всё ее имущество был наложен арест. Специальным распоряжением Лукашенко в 2000 году конфискации подлежали квартира по улице Одинцова в Минске, где она жила до своего бегства, мебель, денежные счета и прочее. Судя по документу, копия которого оказалась в распоряжении редакции, до конфискации дело не дошло.
Согласно «Паспорту гаража» Тамара Винникова с 1996 года являлась собственницей недвижимости за № 234 в гаражном кооперативе «Клаксон». В декабре 2004 года гараж был продан за две тысячи долларов. Новый владелец сообщил журналисту, что деньги он вручил адвокату, представлявшему интересы Винниковой. По словам минчанина, сразу после сделки он разговаривал с бывшей хозяйкой гаража по телефону, подтвердив ей факт сделки и передачи денег. Мужчина рассказал, что он лично сорвал с гаражных ворот полоску бумаги с печатью прокуратуры.
Понятно, что вряд ли такая сделка была бы возможна, если бы недвижимость беглой банкирши отошла государству. Случай беспрецедентный: женщину с Интерполом ищут, а она вольна распоряжаться своим имуществом! Каким образом это могло произойти — остается тайной.
Не исключено, что Тамара Дмитриевна сама расскажет об этой и других тайнах. В ходе последнего общения Винникова сообщила, что работает над книгой. Правда, она воздержалась даже от намека, о чем пишет, сославшись на подписанный контракт с издательством, согласно которому только после выхода книги можно будет «говорить о многих моментах».
…Выйдет ли из-под пера Тамары Винниковой бестселлер? Скорее всего, нет. За полтора десятка лет интерес к ее истории сошел на нет, многие о ней уже забыли, а время для раскрытия тайн прошло безвозвратно. В чем нет сомнений, так это в том, что у творения Тамары Дмитриевны будет один очень внимательный читатель. Может, именно для него она и пишет мемуары?
https://naviny.by/rubrics/society/2014/04/07/
No comments:
Post a Comment