В ближайшем будущем Беларусь перейдет на биометрические паспорта. Ожидается, что первые документы с электронными чипами будут выданы гражданам уже в 2011 году
Зачем белорусам электронные паспорта
Электронные паспорта и визы с биометрическими данными в Европе выдают практически повсеместно, и они там уже стали обыденностью. Нам никто не собирается навязывать биометрический паспорт как данность, но если страны-соседи примут новые международные требования в этой области, то нашим согражданам невозможно будет без биометрического паспорта выехать из Беларуси. Хоть другие государства и настоятельно советуют принять нам стандарты биометрического паспорта, но они же и помогают внедрять эти технологии в нашей стране, чтобы белорусы однажды не оказались в изоляции от остального мира.
Тесное сотрудничество
Министерство внутренних дел Беларуси в начале 2005 года выступило с инициативой заняться подготовкой к введению биометрических документов. Ответом на эту инициативу стал проект представительства в Республике Беларусь Международной организации по миграции (МОМ) совместно с Представительством Европейской Комиссии (ЕК) под названием «Повышение потенциала Республики Беларусь в области управления миграционными процессами» — сокращенно «МИГРАБЕЛ». В декабре 2007 года концепцию создания государственной системы изготовления, оформления, выдачи и контроля биометрических документов, разработанную в рамках проекта, одобрил президент Лукашенко.
Проект «МИГРАБЕЛ» был направлен на изучение возможности введения в Беларуси электронных паспортов с биометрическими данными владельца. На реализацию этого проекта 700 тысяч евро было выделено Европейской Комиссией, 50 тысяч евро — ОБСЕ и 25 тысяч евро — собственно МОМ. Проект был реализован вместе с МВД Беларуси с 2007 по 2009 год.
«Главная цель проекта „МИГРАБЕЛ“ достигнута, — говорит Алексей Бегун, начальник Департамента по гражданству и миграции, — изучены возможности использования биометрических технологий в нашей стране, определены потребности белорусского государства в техническом оснащении, в совершенствовании национального законодательства».
Каким будет новый белорусский биометрический паспорт
Уже известно, что электронный чип, содержащий биометрические данные владельца, будет находиться в обложке паспорта. «На чипе, встроенном в обложку паспорта, будет сохранена цифровая фотография человека, — объясняет Анатолий Ланин, заместитель начальника Департамента по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь, — можно также перенести на чип отпечатки пальцев, руки, информацию о росте, весе и группе крови владельца. В разных странах Европы к этим параметрам идентификации есть свои требования. У нас же, кроме фотографии, будут дополнительно еще и отпечатки пальцев».
Снимать «пальчики» у граждан будут специальными сканерами, которые уже находятся в распоряжении МВД. В июле 2009 года в рамках этого проекта для Министерства внутренних дел было закуплено необходимое оборудование на сумму более 200 тысяч долларов.
В Беларуси в течение двух предыдущих лет работали международные эксперты в области права и информационных технологий: Юрис Громов, Пол Пеллетье и Дэвид Кларк. Они консультировали издание справочников для внедрения электронных документов и учебного курса «Использование биометрических идентификаторов в паспортах, визах и видах на жительство — законодательное регулирование и практический опыт». Его уже сегодня используют для обучения работников соответствующих ведомств.
Специалистов, которые будут в Беларуси заниматься практическими вопросами, готовили в рамках проекта Европейской Комиссии «Повышение потенциала РБ в области управления миграционными процессами». Белорусские специалисты с рабочими визитами ездили в Германию, Францию, Великобританию, Австрию и Швейцарию, где смогли досконально узнать все об изготовлении биометрических паспортов, чипов и оборудования для считывания данных. Наши эксперты посетили компании «Arjowiggins» и «Sagem» во Франции, «Bundesdruckerei GmbH», «Muehlbauer AG» и «Safe solutions AG» в Германии, «NXP Semiconductors» в Австрии, «De La Rue» в Великобритании, а также «LandQart» и «TRUB» в Швейцарии.
Жан-Эрик Хольцапфель, Временный Поверенный в делах Представительства Еврокомиссии в Беларуси, отметил: «В рамках реализации проекта „МИГРАБЕЛ“ страны ЕС передали свой опыт в биометрии. Полученные знания и контакты Беларусь сможет использовать для того, чтобы обеспечить высокую степень безопасности национальных паспортов и виз».
Все готово?
За время подготовки и реализации программы было организовано много семинаров, конференций и тренингов по практическим вопросам обращения электронных паспортов. В марте 2009 года при поддержке ОБСЕ прошла итоговая международная Конференция по информационным технологиям для экспертов государственных органов Беларуси с участием ведущих международных специалистов в этой области.
У Беларуси есть все необходимое, чтобы в самом скором времени ввести биометрию в документах. Приборы, которые считывают информацию с чипов, Беларусь производит самостоятельно, и эти приборы уже применяются в работе. Те, кто пересекал границу Беларуси, наверняка замечали, как на таможенном контроле пограничник прикладывает паспорт к портативному компьютеру — именно так считывается информация с чипов.
Но готовность в этом вопросе еще не полная: предстоит создать центр по производству чипов и разработать систему записи данных. Следует также придумать, как собирать информацию об огромном количестве людей и переносить её на чипы. Для этого, говорит Анатолий Ланин, нужны два условия: указ президента Беларуси и деньги. И тогда через два года всё будет работать как положено.
Тем временем, Международная организация по миграции разработала проект «МИГРАБЕЛ Фаза II», чтобы начать переход на документы нового типа и установить режим биометрического контроля на границе с Евросоюзом.
источник: tut.by
Thursday, November 5, 2009
Tuesday, June 9, 2009
Вам пришла повестка...
Многие читатели “Народной Воли” жалуются, что до сих пор получают повестки из милиции с “приглашением” явиться в РОВД для снятия отпечатков пальцев. Как быть в такой ситуации? За разъяснением мы обратились к опытному юристу.
В своем почтовом ящике вы обнаружили бумажку, которая имеет все признаки официального документа, используемого органами внутренних дел для вызова граждан Республики Беларусь в данные учреждения. На первый взгляд ничего примечательного — повестка, отправленная Центральным РОВД г. Минска гр-ну Н. Однако это только на первый взгляд.
Что такое повестка? Обратимся к статье 6 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь, разъясняющей некоторые понятия и наименования, содержащиеся в Кодексе, а в частности, к пункту 23 данной статьи: “повестка — письменное уведомление о вызове в орган уголовного преследования или в суд для производства процессуальных действий”.
А что такое процессуальные действия? В этой же статье, но в п.35, дается определение: “процессуальные действия, предусмотренные настоящим Кодексом, и производимые в соответствии с его положениями действия управомоченных на это должностных лиц, совершаемые в ходе производства по материалам и уголовному делу”.
То есть процессуальные действия — это то, что в рамках УПК Республики Беларусь разрешено делать органу, производящему расследование.
Статьей 216 УПК Республики Беларусь определено, что “потерпевший, свидетель, а также находящийся на свободе подозреваемый, обвиняемый вызываются на допрос повесткой. В ней должно быть указано, кто и в каком качестве вызывается, к кому и по какому адресу, время явки на допрос, а также последствия неявки без уважительных причин”. Лица, указанные в повестке, обязаны явиться по вызову на допрос, а в случае их неявки без уважительных причин они могут быть подвергнуты приводу.
А теперь вернемся к нашему конкретному примеру. В качестве кого вызывается на допрос гражданин Н.? Я еще раз внимательно читаю документ: статус вызываемого лица не определен, а это является грубым нарушением закона, в том случае, конечно, если этот документ считать повесткой. А для чего вызывается гражданин? Для опроса по уголовному делу № 08011110240 по факту злостного хулиганства, имевшего место 4 июля 2008 года.
Давайте попробуем найти в законах определение понятия “опрос”. В Законе Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. “Об органах внутренних дел Республики Беларусь” в ст. 24 (Права органов внутренних дел) написано, что органы внутренних дел имеют право:
— осуществлять оперативно-розыскную деятельность;
— требовать и получать от организаций и граждан необходимые сведения и объяснения, относящиеся к проверяемой деятельности, назначать проведение инвентаризаций и проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности, истребовать и при необходимости в установленном порядке изымать документы, образцы сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, опечатывать кассы, помещения и места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей с возмещением в установленном порядке причиненного вреда.
Для осуществления этих действий сотрудникам органов внутренних дел разрешено вызывать граждан по находящимся в производстве материалам и уголовным делам, делам об административных правонарушениях. Вызывать в какой форме?
В Законе “Об оперативно-розыскной деятельности” есть определение опроса граждан. Опрос граждан — это действия, направленные на получение со слов опрашиваемого лица информации, имеющей значение для решения задач оперативно-розыскной деятельности. Основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий является наличие возбужденного уголовного дела.
Вот, по-видимому, что и делают сотрудники внутренних дел — проводят опрос граждан, как они написали. Только в таком случае документ на самом деле является не повесткой, а официальным приглашением гражданина Республики Беларусь в отдел внутренних дел для проведения опроса. Повестка отличается от приглашения тем, что по повестке являться нужно обязательно, а вот приглашение можно и отклонить. В таком случае слова “Вам надлежит явиться” не уместны в документе, а подходит “Уважаемый г-н Н. ...” и так далее, в соответствии с правилами хорошего тона, когда мы просим кого-то куда-то прийти. Документ, соответственно, должен быть обозначен как “Официальное приглашение” со ссылкой на закон “Об оперативно-розыскной деятельности в Республике Беларусь”. В документе также были бы уместны слова благодарности гражданину за оказанное содействие в раскрытии тяжкого преступления, если гражданин решит прийти.
Как бывший сотрудник системы обеспечения национальной безопасности, уволенный в запас, я убежден, что нельзя раскрывать преступления, нарушая законы. Уважение к законам начинается именно с сотрудников правоохранительной системы, с тех, кто стоит на страже законности и правопорядка. Со мной согласны многие мои бывшие коллеги, занимающиеся правозащитной деятельностью в настоящий момент.
Мы призываем всех наших бывших и настоящих коллег: не забывать, что гарантированные Конституцией права и свободы гражданина Республики Беларусь — есть высшая ценность и цель. Не стоит подменять понятия и вольно трактовать правила — это вряд ли поможет нам убедить граждан в том, что законы необходимо соблюдать, а к правоохранительным органам относиться с уважением, и помощи от граждан мы вряд ли дождемся, а ведь мы все служим одному делу и все заинтересованы в раскрытии преступлений.
Александр МИКУЛИН, правозащитник, ветеран МВД.
http://old.nv-online.info/index.php?c=ar&i=14744
В своем почтовом ящике вы обнаружили бумажку, которая имеет все признаки официального документа, используемого органами внутренних дел для вызова граждан Республики Беларусь в данные учреждения. На первый взгляд ничего примечательного — повестка, отправленная Центральным РОВД г. Минска гр-ну Н. Однако это только на первый взгляд.
Что такое повестка? Обратимся к статье 6 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь, разъясняющей некоторые понятия и наименования, содержащиеся в Кодексе, а в частности, к пункту 23 данной статьи: “повестка — письменное уведомление о вызове в орган уголовного преследования или в суд для производства процессуальных действий”.
А что такое процессуальные действия? В этой же статье, но в п.35, дается определение: “процессуальные действия, предусмотренные настоящим Кодексом, и производимые в соответствии с его положениями действия управомоченных на это должностных лиц, совершаемые в ходе производства по материалам и уголовному делу”.
То есть процессуальные действия — это то, что в рамках УПК Республики Беларусь разрешено делать органу, производящему расследование.
Статьей 216 УПК Республики Беларусь определено, что “потерпевший, свидетель, а также находящийся на свободе подозреваемый, обвиняемый вызываются на допрос повесткой. В ней должно быть указано, кто и в каком качестве вызывается, к кому и по какому адресу, время явки на допрос, а также последствия неявки без уважительных причин”. Лица, указанные в повестке, обязаны явиться по вызову на допрос, а в случае их неявки без уважительных причин они могут быть подвергнуты приводу.
А теперь вернемся к нашему конкретному примеру. В качестве кого вызывается на допрос гражданин Н.? Я еще раз внимательно читаю документ: статус вызываемого лица не определен, а это является грубым нарушением закона, в том случае, конечно, если этот документ считать повесткой. А для чего вызывается гражданин? Для опроса по уголовному делу № 08011110240 по факту злостного хулиганства, имевшего место 4 июля 2008 года.
Давайте попробуем найти в законах определение понятия “опрос”. В Законе Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. “Об органах внутренних дел Республики Беларусь” в ст. 24 (Права органов внутренних дел) написано, что органы внутренних дел имеют право:
— осуществлять оперативно-розыскную деятельность;
— требовать и получать от организаций и граждан необходимые сведения и объяснения, относящиеся к проверяемой деятельности, назначать проведение инвентаризаций и проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности, истребовать и при необходимости в установленном порядке изымать документы, образцы сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, опечатывать кассы, помещения и места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей с возмещением в установленном порядке причиненного вреда.
Для осуществления этих действий сотрудникам органов внутренних дел разрешено вызывать граждан по находящимся в производстве материалам и уголовным делам, делам об административных правонарушениях. Вызывать в какой форме?
В Законе “Об оперативно-розыскной деятельности” есть определение опроса граждан. Опрос граждан — это действия, направленные на получение со слов опрашиваемого лица информации, имеющей значение для решения задач оперативно-розыскной деятельности. Основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий является наличие возбужденного уголовного дела.
Вот, по-видимому, что и делают сотрудники внутренних дел — проводят опрос граждан, как они написали. Только в таком случае документ на самом деле является не повесткой, а официальным приглашением гражданина Республики Беларусь в отдел внутренних дел для проведения опроса. Повестка отличается от приглашения тем, что по повестке являться нужно обязательно, а вот приглашение можно и отклонить. В таком случае слова “Вам надлежит явиться” не уместны в документе, а подходит “Уважаемый г-н Н. ...” и так далее, в соответствии с правилами хорошего тона, когда мы просим кого-то куда-то прийти. Документ, соответственно, должен быть обозначен как “Официальное приглашение” со ссылкой на закон “Об оперативно-розыскной деятельности в Республике Беларусь”. В документе также были бы уместны слова благодарности гражданину за оказанное содействие в раскрытии тяжкого преступления, если гражданин решит прийти.
Как бывший сотрудник системы обеспечения национальной безопасности, уволенный в запас, я убежден, что нельзя раскрывать преступления, нарушая законы. Уважение к законам начинается именно с сотрудников правоохранительной системы, с тех, кто стоит на страже законности и правопорядка. Со мной согласны многие мои бывшие коллеги, занимающиеся правозащитной деятельностью в настоящий момент.
Мы призываем всех наших бывших и настоящих коллег: не забывать, что гарантированные Конституцией права и свободы гражданина Республики Беларусь — есть высшая ценность и цель. Не стоит подменять понятия и вольно трактовать правила — это вряд ли поможет нам убедить граждан в том, что законы необходимо соблюдать, а к правоохранительным органам относиться с уважением, и помощи от граждан мы вряд ли дождемся, а ведь мы все служим одному делу и все заинтересованы в раскрытии преступлений.
Александр МИКУЛИН, правозащитник, ветеран МВД.
http://old.nv-online.info/index.php?c=ar&i=14744
Tuesday, April 14, 2009
Бывший следователь Брестского РОВД осужден за фальсификацию доказательств по уголовному делу
Бывший следователь Брестского РОВД признан виновным в фальсификации доказательств по уголовному делу. Об этом корреспонденту БелТА сообщили в прокуратуре Брестской области.
Производя предварительное расследование по делу о причинении тяжких телесных повреждений, бывший милиционер, узнав о несоответствии показаний свидетелей и выводов судебно-медицинской экспертизы о дате совершения преступления, умышленно подделал ее в ряде процессуальных документов.
Фальсификация доказательств повлекла заключение под стражу и экстрадицию в Беларусь из России обвиняемого по делу, который впоследствии был оправдан судом.
Бывший следователь признан виновным по части 3 статьи 395 Уголовного кодекса Беларуси. Ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком 3 года и 6 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии усиленного режима с лишением права занимать должности представителя власти сроком на пять лет. Приговором суда он также лишен специального звания "старший лейтенант милиции".
Коллегия по уголовным делам Брестского областного суда отклонила кассационную жалобу по приговору и оставила его без изменения.
http://www.belaruspartisan.org/bp-forte/?page=100&backPage=6&news=38195&newsPage=0
Производя предварительное расследование по делу о причинении тяжких телесных повреждений, бывший милиционер, узнав о несоответствии показаний свидетелей и выводов судебно-медицинской экспертизы о дате совершения преступления, умышленно подделал ее в ряде процессуальных документов.
Фальсификация доказательств повлекла заключение под стражу и экстрадицию в Беларусь из России обвиняемого по делу, который впоследствии был оправдан судом.
Бывший следователь признан виновным по части 3 статьи 395 Уголовного кодекса Беларуси. Ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком 3 года и 6 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии усиленного режима с лишением права занимать должности представителя власти сроком на пять лет. Приговором суда он также лишен специального звания "старший лейтенант милиции".
Коллегия по уголовным делам Брестского областного суда отклонила кассационную жалобу по приговору и оставила его без изменения.
http://www.belaruspartisan.org/bp-forte/?page=100&backPage=6&news=38195&newsPage=0
Subscribe to:
Posts (Atom)