Friday, December 27, 2019

Большой брат отменяется? Как 360 тысяч камер по всей стране от Synesis превратились в 13 тысяч и что это значит

Последние годы много разговоров о Республиканской системе мониторинга общественной безопасности (РСМОБ). По плану, она должна перенаправить поток данных с локальных сетей наблюдения в единую централизованную. С тех пор как в 2018 году ООО «24х7 Паноптес» (дочка Synesis) со своей облачной платформой Kipod выиграло конкурс по выбору технического оператора, мы знаем о больших планах компании. Как рассказывал не так давно в интервью dev.by и журналу «Большой» Александр Шатров, в ближайшие пять лет по всей стране к платформе будут подключены 360 тысяч камер. dev.by узнал, что планы по внедрению РСМОБ идут не так, как ожидалось. Попытались разобраться почему, а также хорошо это или плохо.

Что такое Kipod

Флагманский продукт компании Synesis. Облачная платформа для умного города на основе технологий AI и Big Data. Как рассказывают создатели платформы, технология Kipod — это 1 миллион + камер, 1 миллион + пользователей, 1 миллион + гигабайт, 1 миллион + событий в минуту, 20+ модулей AI. «Это как Google, только для видеонаблюдения», — объяснял год назад проектный менеджер Synesis. Он рассказывал, что Kipod используется в четырёх столицах — Минске, Москве, Баку и Астане. Так, в московском метрополитене подключено 6000+ камер. Этой осенью Synesis сообщила об открытии офиса продаж в Кремниевой долине — специально для продвижения системы в США.
В Беларуси Kipod стала основой для внедрения РСМОБ. Благодаря платформе дочка Synesis смогла претендовать на роль технического оператора системы мониторинга. Отбор прошёл в июле 2018 года. Первый конкурс был признан несостоявшимся, так как заявился всего один участник. Чтобы утвердить техоператором ООО «24х7 Паноптес», вероятно, пришлось проводить повторный конкурс.

Республиканской системе мониторинга общественной безопасности посвящено немало правовых актов.
  • Первый — указ президента № 527 — был принят еще в 2013 году. Он был приурочен к чемпионату мира по хоккею 2014 года и предусматривал создание в стране системы видеонаблюдения. В приложении был перечень объектов, которые надо подключить в первую очередь, до начала 2014 года, — транспортные узлы, спорткомплексы, административные здания, некоторые гостиницы.
  • Этот список перекочевал в указ президента 2017 года № 187  «О республиканской системе мониторинга общественной безопасности». В нём речь идёт уже о собственно РСМОБ, которая состоит из системы видеонаблюдения, специальных детекторов, каналов связи единой республиканской сети передачи данных, программной платформы, аппаратного комплекса РЦОД и других элементов. В документе также говорится о выборе технического оператора РСМОБ, координирующим органом назначено МВД.
  • Указ устанавливает обязательный характер подключения объектов к РСМОБ. Владельцы наиболее важных объектов, что были отобраны ещё к ЧМ-2014, должны были обратиться за техусловиями в течение месяца после заключения договора с выбранным оператором. Другим объектам — крупным магазинам, заведениям общепита, гостиницам, казино, АЗС — на получение техусловий дали чуть больше времени, но тоже немного. В Минске за основу был принят список объектов, утверждённый постановлением Совмина ещё в 2014 году, в регионах облисполкомам предстояло составить их вновь. Обновлять списки исполнительным органам власти положено дважды в год.
  • Другие важные документы в этой истории:
  • Постановление Совмина 1164 от 30 декабря 2013 года. Оно утверждает критерии, по которым объект можно отнести к числу обязанных подключить видеонаблюдение. Один из критериев — может ли на объекте одновременно пребывать 100 и более человек.
  • Постановление Совмина № 1135 от 11 декабря 2012 год, утверждает Положение о применении систем безопасности и телевизионных систем видеонаблюдения. Оно устанавливает технические требования к системам безопасности и телесистемам видеонаблюдения.
  • Постановление Совмина № 841 от 10 ноября 2017 года, утверждает  Положение о республиканской системе мониторинга общественной безопасности и порядке подключения к ней. Описывает правовые основы функционирования РСМОБ и порядок подключения к ней.
  • Постановление Совмина от 25 апреля 2018 года о порядке выбора на конкурсной основе техоператора РСМОБ. В нём подробно перечислены техтребования, например, возможность подключить не менее 500 тысяч камер и детекторов; одновременно поддерживать не менее 1 млн пользовательских сессий; обнаруживать и распознавать лица в «живом» видеопотоке и т. д.

    Но самый интересный документ — Постановление Совмина от 15 мая 2019 года № 301, которое  устанавливает тарифы на услуги техоператора. Если коротко:

  • выдача техусловий — 20 рублей единоразово;
  • подключение одной камеры к РСМОБ — 10 рублей единоразово;
  • обработка и хранение информации с одной камеры — 103, 95 рубля в месяц.

Что пошло не так. Мнение сотрудников Synesis

Если бы всё пошло по плану, то к концу 2019 года в РСМОБ были бы уже тысячи видеокамер, каждая из которых приносила бы техоператору 50 долларов абонентской платы в месяц. Большие планы озвучивало и государство.
— Для частного бизнеса и граждан это будет, безусловно, не обязанность, а возможность, — говорил весной 2017 года Игорь Шуневич, тогда министр внутренних дел. — Существует ряд объектов, которые в обязательном порядке в связи с уже существующей нормативной базой должны быть оборудованы системой видеонаблюдения. В планах порядка двух-четырех тысяч объектов, которые в ближайшее время (думаю, в течение года, а может и двух) должны быть дооборудованы видеонаблюдением.
Цифры назывались разные. Например, только в Гродненской области правоохранители планировали оснастить камерами около 4 тысяч объектов.

Но что-то пошло не так. Это нашло отражение и в риторике разработчиков Kipod. Если раньше представители компании говорили о 360 тысячах камер в 2023 году, то теперь — о 13 тысячах камер в 2021 году.

Как рассказали dev.by бывшие сотрудники Synesis, на конец 2019 года в Беларуси к Kipod подключено меньше 100 камер. 
— На пике Евроигр было подключено в районе 2 000 камер. Но это в основном были временные подключения, и после Игр их отключили. Для проекта РСМОБ были закуплены сервера и сетевое оборудование из расчёта на 10 тысяч каналов, остальное предполагалось дозакупать позже. Сначала оборудование находилось в дата-центре beCloud. Но, так как мощности оказались не заполнены, а услуги дата-центра стоят недёшево, больше 50% было вывезено и положено на «холодное хранение» на склад. 
По словам собеседников dev.by, не очень успешны продажи Kipod и на внешних рынках.
— Был пилотный проект в Казахстане, демо-инсталляции для Китая и Вьетнама. Но камеры там подключены для оценки функционала, денег они, по большому счёту, не приносят. За демо-проект могут платить, но это всего лишь тысячи долларов. Да, Kipod работает в московском метро. Но там это бэкенд-система, с которой пользователи напрямую не работают. В метрополитене установлен другой продукт, а Kipod — это прослойка, которая отдаёт события по видеоаналитике другой системе. Грубо говоря, система является второстепенной. Деньги на этом зарабатываются, но небольшие.

Что говорят в МВД

dev.by пообщался с заместителем начальника управления охраны правопорядка МВД Александром Жилинским. Он подтвердил, что в настоящее время к РСМОБ подключено менее 100 камер. В период Евроигр камер было больше — все объекты Игр были подключены в тестовом режиме безвозмездно, и тестирование прошло успешно, но потом камеры вновь перевели в локальный режим работы.  
— Сделано немало, но в то же время недостаточно, — охарактеризовал Жилинский ход внедрения РСМОБ. — На финишную прямую мы никак не можем выйти. 
Перечни объектов, подлежащих обязательному подключению к РСМОБ, существуют, счёт в них идёт на тысячи. Однако подключаться к единой системе владельцы объектов не спешат.

— Процесс идёт со скрипом. Подключено три объекта: Минский железнодорожный вокзал, автовокзал и метрополитен.

По словам представителя МВД, ведомство подготовило регламент функционирования РСМОБ, в котором прописаны технические моменты взаимодействия техоператора с участниками системы (порядок подключения, формы документов и др.) и методические рекомендации, которые помогут собственникам объектов разобраться с процедурой подключения. Регламент находится на юридической экспертизе в Минюсте, его подписания ожидают со дня на день. Документ даст правовые основы для взаимодействия технического оператора с пользователями, абонентами, РЦОД и ЕРСПД, однако не из-за его отсутствия система буксовала весь 2019 год.
О настоящих причинах в МВД говорят осторожно: дескать, отчасти они связаны с финансовым положением и несознательностью бизнеса.
— Если объект попал в перечень, то собственник должен оборудовать его в соответствии с техническими требованиями, прописанными в Постановлении Совмина 1135. Это хлопотно и затратно.
К тому же потом придётся платить абонентскую плату — 50 долларов в месяц за одну камеру. Кстати, сколько камер должно быть на объекте размером с ЦУМ?
Это будет прописано в регламенте по категориям. Республиканской системе мониторинга все камеры не нужны: нам важны порядок и безопасность в общественных местах, а что происходит в подсобных помещениях, нас не интересует. Сейчас некоторые собственники объектов думают так: раз у меня установлено 150 камер, значит, я все их должен «отдать» в РСМОБ. Они умножают это количество на 103,95 рубля в месяц и получают очень большую сумму. Если же мы объясним, что из 150 камер к РСМОБ будут подключены всего 15-20, это облегчит процесс и финансово, и морально.
Но это не значит, что, как только регламент вступит в силу, развитие системы пойдёт как по маслу?

Нет, конечно. Трения будут однозначно — мы это предвидим. Никто не хочет быть счастливым.


О подключении объектов социальной инфраструктуры — садов, школ, поликлиник и т. п. — речь пока не идёт. Их планируют подключать в последнюю очередь.
— Мы видим, что в первую очередь должны быть оборудованы объекты, подверженные большому скоплению людей — транспортной инфраструктуры, торговли и т. д.  Объекты соцсферы всегда были дотационными — зачем их включать, чтобы они тратились? Для этого нужно время.
В МВД не смогли рассказать, каким образом Совмин утвердил столь высокие тарифы, зато обратили внимание, что, по законодательству, они могут быть пересмотрены.
— Об этом говорили: если количество объектов будет очень большим, то цена может быть снижена. А пока сумма такая.
Количество объектов и камер — вопрос интересный. Логично было бы предположить, что существует некий план подключения камер к РСМОБ, иначе откуда взяться цифрам и как просчитать бизнес-модель? Однако, как говорят в МВД, такого плана нет — ни на 2019 год, ни на 2020.
— Мы думали об этом, но решили повременить, — говорит Александр Жилинский. — Сначала была тяжба по тарифам, сейчас по регламенту — когда все документы будут готовы, мы ещё раз разъясним людям важность этой системы. Каждый собственник объекта должен понимать, что, подключаясь к РСМОБ, он вносит вклад в копилку безопасности. 
Откуда тогда берутся цифры — 13 тысяч, 360 тысяч?
Возможно, из перечней объектов, которые утверждены облисполкомами и Мингорисполкомом. Возможно, их сплюсовали.
А как технический оператор относится к тому, что всё идёт так медленно? Он всё-таки инвестировал средства, поучаствовал в тендере, а отдачи нет.
Ну, какая-то прибыль уже поступает. Мы работаем в конструктивном диалоге, мы понимаем, что бизнес вложил деньги.

Но тем не менее нужно учитывать социально-экономическую ситуацию в стране: мы же не можем идти по головам — извините за такое сравнение. Беседуем с каждым предприятием индивидуально, учитываем ситуацию каждого — по-другому никак.

Для техоператора это прежде всего бизнес. Значит, когда проводились переговоры с государством, должны были просчитывать и количество камер, и тариф. А сейчас цифр, получается, нет.
Но их же техоператор просчитывал. МВД выступило инициатором проведения конкурса по выбору техоператора. Кто хотел, тот пришёл. Были определённые критерии: кто им соответствовал, тот продолжал эстафету. Участники шли на коммерческий риск, просчитывая все плюсы и минусы.
За неподключение меры принуждения к владельцам объектов пока не применяются?
Ну, а зачем? Мы утвердим документы, разъясним методические рекомендации — пускай почитают, ознакомятся, и дальше пошагово будем идти.

Перечни объектов должны обновляться дважды в год, однако dev.by в открытом доступе удалось найти только списки 2014 года. Например, базовый минский список, утвержденный Совмином. Или вот этот перечень объектов в Гродненской области. Ещё один список — Брестского облисполкома. В отличие от минского и гродненского перечней с конкретными адресами, этот даёт широкий простор фантазии: он включает такие объекты, как «организации здравоохранения: больницы, диспансеры, родильные дома, поликлиники»,  «стационарные объекты общественного питания: рестораны, кафе, бары, закусочные (с правом реализации алкогольной продукции)».

Известный бизнесмен: «Нас ждёт китайское будущее. Чистый Оруэлл»

dev.by решил проверить, знает ли бизнес о том, что должен подключаться к РСМОБ, и позвонил ресторатору Вадиму Прокопьеву. Оказалось, что с установкой видеокамер ему доводилось иметь дело, правда безотносительно к республиканской системе мониторинга.
— Мы согласовываем с РУВД график работы, и они всегда требуют видеонаблюдение — такова общая практика. Но мы об этом не пожалели ни разу.

Наоборот, было несколько ситуаций, когда я пожалел, что камеры устаревшие, изображение нечеткое, зумировать его нельзя. Нам тогда надо было рассматривать руки, а не просто движущиеся силуэты. 

Данные с камер ресторанов хранятся на локальных серверах, никто их не требует. О системе РСМОБ, Kipod, исполкомовских перечнях и 50-долларовой абонентской плате бизнесмен узнал от dev.by. Правда не удивился. 
— Вы же прекрасно понимаете, что нас ждёт китайское будущее. Чистый Оруэлл. И общество это проглотит в очередной раз. Лондон тоже камерами нашпигован: угроз многовато. Но у них правовая культура не в пример нашей: суды независимые, гражданское общество начеку. Чувствую следы какого-то совещания в верхах, на котором решили: а чего это мы сограждан так редко видим? Иль мы не Айти-кантри, что ли? И, конечно, по белорусской жлобской привычке рассчитывают, что бизнесменов обяжут самих эти камеры поставить, те будут платить месячный сбор, а они будут пользоваться Big Data. Это свинство вообще. Тут вам не комментарий мой нужен — тут надо в колокол бить, общественную дискуссию поднимать. 

Synesis: «Коммуникацию с dev.by считаем неуместной»

dev.by попытался узнать о положении дел у самого техоператора. Для этого отправили вопросы в ООО «24х7 Паноптес» и пресс-службу Synesis. Нас интересовала оценка ситуации с реализацией проекта, актуальные цифры (сколько планируется камер), порядок расчёта абонплаты, размер инвестиций и планы по их возврату, а также реализация платформы Kipod на других рынках. Из Synesis пришёл такой ответ:
«К сожалению, публикуемая в последнее время ресурсом dev.by информация зачастую представляется в искажённом виде, основывается на слухах и фактоидах, а также не преследует цели объективного и непредвзятого освещения событий в ИТ-сообществе. Помимо того, ресурс dev.by не зарегистрирован в реестрах Министерства информации в качестве СМИ, что в том числе вызывает наше оправданное сомнение в части соблюдения редакцией банальной журналисткой этики. В связи с этим коммуникацию с редакцией dev.by на данный момент считаем неуместной. Тем не менее благодарим за интерес, проявленный к нашей компании. Просьба считать это за наш официальный комментарий».
dev.by сожалеет о таком решении. Если компания передумает и предоставит информацию, мы опубликуем её.





No comments: