В Беларуси Kipod стала основой для внедрения РСМОБ. Благодаря платформе дочка Synesis смогла претендовать на роль технического оператора системы мониторинга. Отбор прошёл в июле 2018 года. Первый конкурс
, так как заявился всего один участник. Чтобы утвердить техоператором ООО «24х7 Паноптес», вероятно, пришлось проводить повторный конкурс.
Республиканской системе мониторинга общественной безопасности посвящено немало правовых актов.
- Первый — указ президента № 527 — был принят еще в 2013 году. Он был приурочен к чемпионату мира по хоккею 2014 года и предусматривал создание в стране системы видеонаблюдения. В приложении был перечень объектов, которые надо подключить в первую очередь, до начала 2014 года, — транспортные узлы, спорткомплексы, административные здания, некоторые гостиницы.
- Этот список перекочевал в указ президента 2017 года № 187 «О республиканской системе мониторинга общественной безопасности». В нём речь идёт уже о собственно РСМОБ, которая состоит из системы видеонаблюдения, специальных детекторов, каналов связи единой республиканской сети передачи данных, программной платформы, аппаратного комплекса РЦОД и других элементов. В документе также говорится о выборе технического оператора РСМОБ, координирующим органом назначено МВД.
- Указ устанавливает обязательный характер подключения объектов к РСМОБ. Владельцы наиболее важных объектов, что были отобраны ещё к ЧМ-2014, должны были обратиться за техусловиями в течение месяца после заключения договора с выбранным оператором. Другим объектам — крупным магазинам, заведениям общепита, гостиницам, казино, АЗС — на получение техусловий дали чуть больше времени, но тоже немного. В Минске за основу был принят список объектов, утверждённый постановлением Совмина ещё в 2014 году, в регионах облисполкомам предстояло составить их вновь. Обновлять списки исполнительным органам власти положено дважды в год.
- Другие важные документы в этой истории:
- Постановление Совмина 1164 от 30 декабря 2013 года. Оно утверждает критерии, по которым объект можно отнести к числу обязанных подключить видеонаблюдение. Один из критериев — может ли на объекте одновременно пребывать 100 и более человек.
- Постановление Совмина № 1135 от 11 декабря 2012 год, утверждает Положение о применении систем безопасности и телевизионных систем видеонаблюдения. Оно устанавливает технические требования к системам безопасности и телесистемам видеонаблюдения.
- Постановление Совмина № 841 от 10 ноября 2017 года, утверждает Положение о республиканской системе мониторинга общественной безопасности и порядке подключения к ней. Описывает правовые основы функционирования РСМОБ и порядок подключения к ней.
- Постановление Совмина от 25 апреля 2018 года о порядке выбора на конкурсной основе техоператора РСМОБ. В нём подробно перечислены техтребования, например, возможность подключить не менее 500 тысяч камер и детекторов; одновременно поддерживать не менее 1 млн пользовательских сессий; обнаруживать и распознавать лица в «живом» видеопотоке и т. д.
Но самый интересный документ — Постановление Совмина от 15 мая 2019 года № 301, которое устанавливает тарифы на услуги техоператора. Если коротко:
- выдача техусловий — 20 рублей единоразово;
- подключение одной камеры к РСМОБ — 10 рублей единоразово;
- обработка и хранение информации с одной камеры — 103, 95 рубля в месяц.
Что пошло не так. Мнение сотрудников Synesis
Если бы всё пошло по плану, то к концу 2019 года в РСМОБ были бы уже тысячи видеокамер, каждая из которых приносила бы техоператору 50 долларов абонентской платы в месяц. Большие планы озвучивало и государство.
— Для частного бизнеса и граждан это будет, безусловно, не обязанность, а возможность, —
говорил весной 2017 года Игорь Шуневич, тогда министр внутренних дел. — Существует ряд объектов, которые в обязательном порядке в связи с уже существующей нормативной базой должны быть оборудованы системой видеонаблюдения. В планах порядка двух-четырех тысяч объектов, которые в ближайшее время (думаю, в течение года, а может и двух) должны быть дооборудованы видеонаблюдением.
Но что-то пошло не так. Это нашло отражение и в риторике разработчиков Kipod. Если раньше представители компании говорили о 360 тысячах камер в 2023 году, то теперь — о 13 тысячах камер в 2021 году.
Как рассказали dev.by бывшие сотрудники Synesis, на конец 2019 года в Беларуси к Kipod подключено меньше 100 камер.
— На пике Евроигр было подключено в районе 2 000 камер. Но это в основном были временные подключения, и после Игр их отключили. Для проекта РСМОБ были закуплены сервера и сетевое оборудование из расчёта на 10 тысяч каналов, остальное предполагалось дозакупать позже. Сначала оборудование находилось в дата-центре beCloud. Но, так как мощности оказались не заполнены, а услуги дата-центра стоят недёшево, больше 50% было вывезено и положено на «холодное хранение» на склад.
По словам собеседников dev.by, не очень успешны продажи Kipod и на внешних рынках.
— Был пилотный проект в Казахстане, демо-инсталляции для Китая и Вьетнама. Но камеры там подключены для оценки функционала, денег они, по большому счёту, не приносят. За демо-проект могут платить, но это всего лишь тысячи долларов. Да, Kipod работает в московском метро. Но там это бэкенд-система, с которой пользователи напрямую не работают. В метрополитене установлен другой продукт, а Kipod — это прослойка, которая отдаёт события по видеоаналитике другой системе. Грубо говоря, система является второстепенной. Деньги на этом зарабатываются, но небольшие.
Что говорят в МВД
dev.by пообщался с заместителем начальника управления охраны правопорядка МВД Александром Жилинским. Он подтвердил, что в настоящее время к РСМОБ подключено менее 100 камер. В период Евроигр камер было больше — все объекты Игр были подключены в тестовом режиме безвозмездно, и тестирование прошло успешно, но потом камеры вновь перевели в локальный режим работы.
— Сделано немало, но в то же время недостаточно, — охарактеризовал Жилинский ход внедрения РСМОБ. — На финишную прямую мы никак не можем выйти.
Перечни объектов, подлежащих обязательному подключению к РСМОБ, существуют, счёт в них идёт на тысячи. Однако подключаться к единой системе владельцы объектов не спешат.
— Процесс идёт со скрипом. Подключено три объекта: Минский железнодорожный вокзал, автовокзал и метрополитен.
По словам представителя МВД, ведомство подготовило регламент функционирования РСМОБ, в котором прописаны технические моменты взаимодействия техоператора с участниками системы (порядок подключения, формы документов и др.) и методические рекомендации, которые помогут собственникам объектов разобраться с процедурой подключения. Регламент находится на юридической экспертизе в Минюсте, его подписания ожидают со дня на день. Документ даст правовые основы для взаимодействия технического оператора с пользователями, абонентами, РЦОД и ЕРСПД, однако не из-за его отсутствия система буксовала весь 2019 год.
О настоящих причинах в МВД говорят осторожно: дескать, отчасти они связаны с финансовым положением и несознательностью бизнеса.
— Если объект попал в перечень, то собственник должен оборудовать его в соответствии с техническими требованиями, прописанными в
Постановлении Совмина 1135. Это хлопотно и затратно.
К тому же потом придётся платить абонентскую плату — 50 долларов в месяц за одну камеру. Кстати, сколько камер должно быть на объекте размером с ЦУМ?
Это будет прописано в регламенте по категориям. Республиканской системе мониторинга все камеры не нужны: нам важны порядок и безопасность в общественных местах, а что происходит в подсобных помещениях, нас не интересует. Сейчас некоторые собственники объектов думают так: раз у меня установлено 150 камер, значит, я все их должен «отдать» в РСМОБ. Они умножают это количество на 103,95 рубля в месяц и получают очень большую сумму. Если же мы объясним, что из 150 камер к РСМОБ будут подключены всего 15-20, это облегчит процесс и финансово, и морально.
Но это не значит, что, как только регламент вступит в силу, развитие системы пойдёт как по маслу?
Нет, конечно. Трения будут однозначно — мы это предвидим. Никто не хочет быть счастливым.
О подключении объектов социальной инфраструктуры — садов, школ, поликлиник и т. п. — речь пока не идёт. Их планируют подключать в последнюю очередь.
— Мы видим, что в первую очередь должны быть оборудованы объекты, подверженные большому скоплению людей — транспортной инфраструктуры, торговли и т. д. Объекты соцсферы всегда были дотационными — зачем их включать, чтобы они тратились? Для этого нужно время.
В МВД не смогли рассказать, каким образом Совмин утвердил столь высокие тарифы, зато обратили внимание, что, по законодательству, они могут быть пересмотрены.
— Об этом говорили: если количество объектов будет очень большим, то цена может быть снижена. А пока сумма такая.
Количество объектов и камер — вопрос интересный. Логично было бы предположить, что существует некий план подключения камер к РСМОБ, иначе откуда взяться цифрам и как просчитать бизнес-модель? Однако, как говорят в МВД, такого плана нет — ни на 2019 год, ни на 2020.
— Мы думали об этом, но решили повременить, — говорит Александр Жилинский. — Сначала была тяжба по тарифам, сейчас по регламенту — когда все документы будут готовы, мы ещё раз разъясним людям важность этой системы. Каждый собственник объекта должен понимать, что, подключаясь к РСМОБ, он вносит вклад в копилку безопасности.
Откуда тогда берутся цифры — 13 тысяч, 360 тысяч?
Возможно, из перечней объектов, которые утверждены облисполкомами и Мингорисполкомом. Возможно, их сплюсовали.
А как технический оператор относится к тому, что всё идёт так медленно? Он всё-таки инвестировал средства, поучаствовал в тендере, а отдачи нет.
Ну, какая-то прибыль уже поступает. Мы работаем в конструктивном диалоге, мы понимаем, что бизнес вложил деньги.
Но тем не менее нужно учитывать социально-экономическую ситуацию в стране: мы же не можем идти по головам — извините за такое сравнение. Беседуем с каждым предприятием индивидуально, учитываем ситуацию каждого — по-другому никак.
Для техоператора это прежде всего бизнес. Значит, когда проводились переговоры с государством, должны были просчитывать и количество камер, и тариф. А сейчас цифр, получается, нет.
Но их же техоператор просчитывал. МВД выступило инициатором проведения конкурса по выбору техоператора. Кто хотел, тот пришёл. Были определённые критерии: кто им соответствовал, тот продолжал эстафету. Участники шли на коммерческий риск, просчитывая все плюсы и минусы.
За неподключение меры принуждения к владельцам объектов пока не применяются?
Ну, а зачем? Мы утвердим документы, разъясним методические рекомендации — пускай почитают, ознакомятся, и дальше пошагово будем идти.
Перечни объектов должны обновляться дважды в год, однако dev.by в открытом доступе удалось найти только списки 2014 года. Например, базовый
минский список, утвержденный Совмином. Или вот
этот перечень объектов в Гродненской области. Ещё один
список — Брестского облисполкома. В отличие от минского и гродненского перечней с конкретными адресами, этот даёт широкий простор фантазии: он включает такие объекты, как «организации здравоохранения: больницы, диспансеры, родильные дома, поликлиники», «стационарные объекты общественного питания: рестораны, кафе, бары, закусочные (с правом реализации алкогольной продукции)».
Известный бизнесмен: «Нас ждёт китайское будущее. Чистый Оруэлл»
dev.by решил проверить, знает ли бизнес о том, что должен подключаться к РСМОБ, и позвонил ресторатору Вадиму Прокопьеву. Оказалось, что с установкой видеокамер ему доводилось иметь дело, правда безотносительно к республиканской системе мониторинга.
— Мы согласовываем с РУВД график работы, и они всегда требуют видеонаблюдение — такова общая практика. Но мы об этом не пожалели ни разу.
Наоборот, было несколько ситуаций, когда я пожалел, что камеры устаревшие, изображение нечеткое, зумировать его нельзя. Нам тогда надо было рассматривать руки, а не просто движущиеся силуэты.
Данные с камер ресторанов хранятся на локальных серверах, никто их не требует. О системе РСМОБ, Kipod, исполкомовских перечнях и 50-долларовой абонентской плате бизнесмен узнал от dev.by. Правда не удивился.
— Вы же прекрасно понимаете, что нас ждёт китайское будущее. Чистый Оруэлл. И общество это проглотит в очередной раз. Лондон тоже камерами нашпигован: угроз многовато. Но у них правовая культура не в пример нашей: суды независимые, гражданское общество начеку. Чувствую следы какого-то совещания в верхах, на котором решили: а чего это мы сограждан так редко видим? Иль мы не Айти-кантри, что ли? И, конечно, по белорусской жлобской привычке рассчитывают, что бизнесменов обяжут самих эти камеры поставить, те будут платить месячный сбор, а они будут пользоваться Big Data. Это свинство вообще. Тут вам не комментарий мой нужен — тут надо в колокол бить, общественную дискуссию поднимать.
Synesis: «Коммуникацию с dev.by считаем неуместной»
dev.by попытался узнать о положении дел у самого техоператора. Для этого отправили вопросы в ООО «24х7 Паноптес» и пресс-службу Synesis. Нас интересовала оценка ситуации с реализацией проекта, актуальные цифры (сколько планируется камер), порядок расчёта абонплаты, размер инвестиций и планы по их возврату, а также реализация платформы Kipod на других рынках. Из Synesis пришёл такой ответ:
«К сожалению, публикуемая в последнее время ресурсом dev.by информация зачастую представляется в искажённом виде, основывается на слухах и фактоидах, а также не преследует цели объективного и непредвзятого освещения событий в ИТ-сообществе. Помимо того, ресурс dev.by не зарегистрирован в реестрах Министерства информации в качестве СМИ, что в том числе вызывает наше оправданное сомнение в части соблюдения редакцией банальной журналисткой этики. В связи с этим коммуникацию с редакцией dev.by на данный момент считаем неуместной. Тем не менее благодарим за интерес, проявленный к нашей компании. Просьба считать это за наш официальный комментарий».
dev.by сожалеет о таком решении. Если компания передумает и предоставит информацию, мы опубликуем её.