Saturday, January 12, 1974

Инструкция о задачах и обязанностях оперативных работников контрразведывательных подразделений органов КГБ

Инструкция о задачах и обязанностях оперативных работников контрразведывательных подразделений органов КГБ, направляемых в кратковременные командировки за границу в составе делегаций, туристских групп, творческих и спортивных коллективов, групп военных и иных специалистов

Приложение к приказу КГБ при СМ СССР № 006

от 12 января 1974 года

ИНСТРУКЦИЯ

о задачах и обязанностях оперативных работников контрразведывательных подразделений органов КГБ, направляемых в кратковременные командировки за границу в составе делегаций, туристских групп, творческих и спортивных коллективов, групп военных и иных специалистов *

_______________________________________________________________

* далее в тексте советские делегации, туристские группы, творческие и спортивные коллективы, группы военнослужащих и иных специалистов называются кратко - делегации (группы).

Общие положения

1.Оперативные работники командируется за границу в составе делегаций (групп) советских граждан для организации и осуществления контрразведывательных мероприятий в соответствии с требованиями приказов КГБ при CM СССР № 0098 - 1969 г., № 00117 - 1970 г. и № 0096 - 1970 г.

2. Наряду с этим на оперативных работников, направляемых за границу в составе делегаций (групп), может быть возложено выполнение конкретных контрразведывательных задании, которые должны согласовываться с заинтересованными подразделениями центрального аппарата КГБ, а в отдельных случаях по ним разрабатываются специальные планы, утверждаемые руководителями органов и соответствующих подразделении КГБ.

Оперативным работникам может также поручаться выполнение и разведывательных заданий по линии ПГУ или первых управлений- отделов-отделений КГБ-УКГБ при наличии у этих подразделений интересов в стране (странах), куда выезжает та или иная делегация (группа).

Все конкретные целенаправленные задания оперработникам как по линии контрразведки, так и разведки подлежат в обязательном порядке согласованию с соответствующими подразделениями Первого главного управления.

3. При решении вопроса о включении оперработников в состав выезжающих за границу делегаций (групп) должны учитываться следующие факторы:

  • политическая и оперативная обстановка в стране (странах), куда намечается выезд делегации (группы);

  • количественный состав делегации (группы) и его особенности, необходимость обеспечения безопасности членов делегации (группы), осведомленных о государственных секретах, ученых и специалистов ведущих отраслей науки и техники, членов творческих, спортивных и иных коллективов, выезжающих на гастроли, для участия в международных соревнованиях, в круизы и другие туристские поездки, особенно когда такие коллективы комплектуются жителями городов и районов СССР, закрытых для посещения иностранцами, и когда в составе делегаций (групп)имеются лица, в отношении которых получены компрометирующие данные или известно о проявлении спецслужбами противника повышенного к ним интереса;

  • возможности резидентур КГБ по обеспечению безопасности временно выезжающих в конкретную страну (страны) делегаций (групп);

  • интересы органов государственной безопасности и необходимость проведения целенаправленных разведывательных или контрразведывательных мероприятий в стране прерывания делегации (группы).

Обязанности оперативного работника в период подготовки к выезду за границу в составе делегации (группы)

4. Оперативный работник, направляемый в кратковременную заграничную командировку для организации и осуществления работы по контрразведывательному обеспечении выезжающей за границу делегации (группы), начинает эту работу с момента включения его в состав такой делегации (группы), и в период подготовки к выезду должен произвести следующие мероприятия:

а) избрать необходимое прикрытие, обеспечивающее его надежную зашифровку как работника советских органов государственной безопасности;

подбор прикрытия проводить с учетом личных данных, гражданской или военной специальности, возможности подтверждения легенды прикрытия с помощью агентов, доверенных лиц, а также соответствующих документов и предметов экипировки. При этом иметь в виду, что надежность прикрытия обеспечивается прежде всего максимальным соответствием оперработника составу делегации или группы по образованию, общему уровню развития, возрасту, знанию иностранных языков и другим признакам;

в целях предупреждения расшифровки и закрепления своего легендированного положения в составе делегации (группы) участвовать в соответствии с избранным прикрытием вместе с другими членами делегации (группы) в связанных с выездом за границу подготовительных мероприятиях, проводимых ведомством или учреждением, комплектующим эту делегацию (группу);

осуществить необходимую подготовку по линии прикрытия, детально ознакомиться с легендируемым местом работы (ведомство, предприятие, организация и т.д.) и специфическими особенностями избранной, согласно легенде, профессии, специальности или должности;
при подборе прикрытия исходить также из характера разведывательных, контрразведывательных и других специальных задач, которые должны быть выполнены в условиях заграницы;

в частности, при выезде за границу в целях контрразведывательного обеспечения делегации (группы) избранное прикрытие должно способствовать созданию условий, при которых представляется возможным успешно осуществлять работу с агентурой, проводить профилактические мероприятия и в необходимых случаях оказывать на делегацию (группу) соответствующее влияние;

б) тщательно изучить основные правила поведения советских граждан за рубежом, утвержденные ЦК КПСС 10 января 1968 года, а также материалы:

- об оперативной обстановке в стране предстоящего пребывания, отражающей формы, методы и направления враждебной деятельности против советских граждан спецслужб противника, а также зарубежных антисоветских организаций и центров идеологической диверсии;

- о внутриполитическом положении в стране, её национальных особенностях, истории и культуре, нравах и обычаях местного населения, паспортном, пограничном и таможенном режимах, об ограничениях для передвижения советских граждан, условиях пользования почтовой и телефонной связью, правовом положении советских граждан в соответствии с договорами и консульскими конвенциями;

- о принимающей делегацию (группу) фирме или организации, служащих, гидах, переводчиках и других иностранцах, привлекаемых к обслуживанию советских граждан или вступающих с ними в контакт на нейтральной основе;

в) выяснить в соответствующих подразделениях органов КГБ, кто из агентов и доверенных лиц включен в состав направляемой за границу делегации (группы), а затем установить с ними связь и при необходимости использовать для изучения отдельных участников предстоящей зарубежной поездки; исходя из оперативной целесообразности устанавливать также доверительные отношения с некоторыми достаточно изученными органами госбезопасности членами делегации (группы) и проводить с ними соответствующую работу;

в процессе работы с агентами и доверенными лицами перед выездом за границу определить способы связи и встреч с ними в зарубежных условиях, а также выработать им конкретные задания, исходя из поставленных оперативных задач и с учетом личных качеств каждого агента и доверенного лица;

г) установить деловые отношения с руководителем делегации (группы) (если по оперативным соображениям это не будет признано нецелесообразным) и обсудить с ним все вопросы, касающиеся его содействия и помощи в проведений необходимых мероприятий, как перед выездом делегации (группы) за границу, так и в период пребывания делегации (группы) за рубежом;

д) получив списки выезжающих за границу лиц, изучить все материалы, имеющиеся на них в органах госбезопасности. С этой целью установить связь с подразделениями органов КГБ, осуществляющими специальную проверку таких лиц и оперативно обслуживающими объекты, где работают, служат или учатся выезжающие за границу члены делегации (группы); если такие объекты оперативно не обслуживаются, связь с этой же целью установить с соответствующими органами КГБ по территориальности. Используя агентурные и иные возможности указанных подразделений и органов КГБ, провести изучение политических и моральных качеств выезжающих за границу лиц.

Особое внимание при этом обращать на тех, в отношении которых ранее имелись пли поступили компрометирующие материалы, требующие дополнительной проверки и уточнения.

Мероприятия по изучению и дополнительной проверке отдельных советских граждан, рекомендованных для поездки за границу, осуществлять прежде всего в направлении выявления лиц, вынашивающих изменнические и другие преступные намерения, с целью их своевременного отвода от выезда, а также пресечения других нежелательных проявлении, которые в зарубежных условиях могут привести к отрицательным последствиям и нанести ущерб интересам Советского государства (намерения вывезти за границу политически вредные материалы, валюту и другие ценности в спекулятивных целях и т.п.);

е) провести мероприятия, направленные на предупреждений утечки секретной информацией по каналу выезда советских граждан за границу.

С этой целью, прежде всего, тщательно разобраться и выяснить, имеются ли в составе делегации (группы) лица, осведомленные в государственных секретах, и при наличии таких лиц рассмотреть вопрос о правомерности их оформления в загранпоездку.

В соответствие приказом КГБ при СМ СССР № 00135 - 1972 г, принять меры к отводу от поездки за рубеж советских граждан, осведомленных о государственных секретах, если они оформляются общественными организациями в качестве туристов для выезда в капиталистические и развивающиеся страны, а также в Республику Куба, Албанию, Сирию, КНР, КНДР и ДРВ.

Проверить, кем и в каком направлении проведена подготовка допущенных к выезду за границу советских граждан, осведомленных о государственных секретах, зашифрованы ли места их работы и жительства, достаточно ли тщательно отработаны и надежны их легенды прикрытия, определен ли круг вопросов, которые они могут обсуждать при встречах с иностранцами за границей.

Обеспечить строгое соблюдение членами делегации (группы) установленных порядка и правил вывоза за границу научно-технической ила иной специальной литературы и документации.

Использовать официальные и оперативные возможности подразделений КГБ, а также выезжающих за границу агентов и доверенных лиц для того, чтобы своевременно выявлять и пресекать попытки отдельных членов делегации (группы) умышленно или по неосмотрительности вывезти с собой секретные материалы, а также личные и другие документы, вывоз которых за границу запрещен.

ж) после завершения подготовительной работы перед выездом за границу составить рапорт о её результатах, в котором указать, под какой легендой прикрытия состоится загранкомандировка, какие имеются компрометирующие материалы на выезжающих лиц, кто из них осведомлен в государственных секретах, сколько выезжает агентов и доверенных лиц в составе делегации (группы) и каков характер заданий, данных им на период пребывания за границей. В рапорте или прилагаемом к нему отдельном плане обязательно отразить содержание специальных мероприятий и способы их осуществления, а также указать, кто санкционировал проведение этих мероприятий за границей.

Рапорты о готовности к выезду за границу в составе делегаций (групп), формируемых центральными ведомствами СССР, докладывается соответственно Второму главному Третьему управлению КГБ при СМ СССР.

Рапорты в отношении выезжающих за границу делегаций и групп, комплектуемых на местах, докладываются руководству командирующего органа КГБ.

Задачи и обязанности оперативного работника по контрразведывательному обеспечению делегации (групп) в условиях заграницы

5. По прибытии за границу осуществлять контрразведывательные мероприятия по обеспечению безопасности членов делегации (группы) в строгом соответствии с полученными при инструктаже указаниями; в тех случаях, когда с оперативным работником установит связь офицер по вопросам безопасности или другие сотрудники резидентуры КГБ, доложить им о положении в делегации (группе), получить от них информацию об оперативной обстановке в стране пребывания и в дальнейшем согласовывать с ними все свои действия.

Самостоятельно принимать какие-либо меры к установлению связи с сотрудниками резидентуры КГБ категорически запрещается.

При отсутствии связи с сотрудниками резидентуры КГБ, в случаях возникновения чрезвычайных обстоятельств (исчезновение кого-либо из участников поездки, организация противником серьезных провокаций и т.п.), действуя под прикрытием, официально сообщать о случившемся представителям советского посольства или консульства, а там, где их нет, - в любое советское учреждение на территории страны пребывания и просить оказания необходимой помощи.

6. Заранее продумывать вопросы размещения членов делегации (группы) в гостиницах, с тем чтобы правильно расставить агентуру и доверенных лиц. По прибытии в ту или иную гостиницу за границей решать эти вопросы с учетом конкретной обстановки на месте совместно с руководителем делегации (группы), не раскрывая перед ним оперативных интересов.

7. При проведении контрразведывательной работы по обеспечению безопасности советских граждан основное внимание сосредоточить на решении следующих задач:

а) принимать необходимые меры к выявлению и проверке подозрительных связей отдельных советских граждан с иностранцами; изучать иностранцев, стремящихся к установлению неделовых контактов с советскими гражданами, выявлять среди них агентуру и официальных сотрудников разведывательных и других специальных служб противника; при оценке данных о неделовых контактах исходить прежде всего из возможности проведения спецслужбами противника вербовочных или агентурных акций.

Придавать особое значение этим данным, если об иностранцах, попавших в поле зрения, известно, что они связаны или подозреваются в связи со спецслужбами противника, а также при проявлении иностранцами повышенного интереса к советским гражданам, которые располагают важными секретными сведениями, систематически выезжают за границу, проживают в закрытых для посещения иностранцами городах и районах СССР.
Тщательно анализировать поступающие сигналы о подозрительных контактах членов делегации (группы) с иностранцами; при отсутствии достаточных данных на этих иностранцев использовать все имеющиеся возможности для выяснения их личности, причин и характера проявляемого ими интереса к советским гражданам; стремиться выявить возможные изменения в поведении и настроениях советских граждан после встреч с иностранцами, попытки проводить эти встречи конспиративно и с мерами предосторожности.

При проверке контактов советских граждан с иностранцами добиваться внесения ясности в их существо и характер непосредственно за границей;

б) решительно пресекать попытки спецслужб противника, зарубежных антисоветских организаций и центров идеологической диверсии проводить враждебную работу по склонению членов делегации (группы) к невозвращению на Родину; своевременно выявлять возможные намерения отдельных лиц из числа участников загранпоездки остаться за рубежом и предотвращать осуществление таких намерений. В этих целях организовать постоянное наблюдение за теми членами делегации (группы), которые по своим личным качествам и поведению вероятнее всего могут стать объектами враждебной обработки, попасть под влияние антисоветской пропаганды и вследствие этого отказаться от возвращения на Родину (лица, проявляющие элементы политической незрелости и моральной неустойчивости, эгоистические, карьеристские, стяжательские и другие отрицательные наклонности, нарушающие нормы поведения за границей и т.п.).

В практической работе учитывать также, что за границу стремятся выехать и осуществить изменнические намерения отдельные враждебно настроенные лица, которые тщательно маскируют свои антисоветские взгляды и проводимую ими подготовку к побегу;

в) при получении данных о готовящейся измене Родине со стороны кого-либо из членов делегации (группы) принимать неотложные и самые решительные меры к доставке его под благовидным предлогом в посольство, консульство СССР или любое другое советское учреждение, используя для этого все возможности, вплоть до изменения по соответствующим мотивам маршрута следования делегации (группы). До того как лицо, вынашивающее изменнические намерения, будет доставлено в представительство СССР, обеспечить его нахождение под усиленным и неослабным контролем агентуры и доверенных лиц, не допуская отрыва и уединения указанного лица от остальных членов делегации (группы);

г) в случае внезапного исчезновения или длительного отсутствия кого-либо из членов делегации (группы) свыше разрешенного ему времени организовать совместно о руководителем делегации (группы) активный розыск исчезнувшего и одновременно сообщить об этом в советское посольство, консульство или любое советское учреждение, с представителями которых согласовывать дальнейшие действия. С учетом конкретных условии создавать группы из партийно-комсомольского актива для веления поиска в местах вероятного нахождения отсутствующего члена делегации (группы); для облегчения розыска определять признаки, указывающие на возможное местонахождение разыскиваемого путем осмотра личных вещей, установления круга лиц, видевших его последними, выяснения у них его поведения, намерений и настроения, опроса членов делегации (группы) об иностранцах, с которыми общался разыскиваемый и т.д.;

д) при установлении акта измены Родине или невозвращения кого-либо из членов делегации (группы) добиваться совместно с руководителем делегации (группы), а также о представителями советского посольства, консульства или любого другого советского учреждения личной встречи с ним, требовать его выдачи, использовать различные меры и возможности, чтобы склонить это лицо к возвращению в СССР.

В случае отказа данного лица от встречи с советскими представителями или от возвращения в СССР совместно с резидентурой КГБ намечать в отношении его и по согласованию с ПГУ проводить мероприятия, вытекающие из конкретной обстановки, в том числе и по компрометации этого лица, если это будет целесообразным.

При необходимости заявить официальный протест в отношении действий организации или фирмы, по линии которой делегация (группа) прибыла в страну, а в случае целесообразности по согласованию с советским посольством или консульством подготовить разоблачительные заявления для прессы. При этом соответственно проинструктировать руководителя и членов делегации (группы) о линии их поведения;

е) принимать необходимые меры к предотвращению возможных провокаций в отношении советских граждан со стороны спецслужб противника, зарубежных антисоветских организаций и центров идеологической диверсии. При получении данных о совершенной или готовящейся провокации против советских граждан (незаконное задержание, обвинение в неблаговидных поступках, в сборе разведывательных сведений или в незаконных сделках и т.п.) немедленно ставить об этом в известность советское посольство, консульство или любое другое советское учреждение и действовать по их указанию. В тех случаях, когда в момент совершения или попытки осуществления провокации не имеется возможности срочно связаться с представителями советских учреждений, совместно с руководителем делегации (группы), исходя из сложившейся обстановки, принимать на месте необходимые меры к предотвращению провокации, в частности путем заявления официального протеста, предъявления соответствующей иностранной фирме или организации требовании обеспечить нормальные условия для пребывания делегации (группы) в данной стране;

ж) с помощью агентов, доверенных лиц и актива делегации (группы) пресекать попытки иностранцев или эмигрантов обрабатывать советских граждан во враждебном духе и распространять среди них антисоветскую литературу. Указанные факты в целесообразных случаях использовать для выражения официального протеста администрации фирмы или организации, принимающей делегацию (группу), а также местным властям через советское посольство или консульство;

з) выявлять и срывать намерения спецслужб противника по приобретению интересующей их информации, используя общение иностранцев с находящимися за границей советскими гражданами; ограждать членов делегации (группы), осведомленных в государственных секретах, от нежелательных контактов с иностранцами; при попытках иностранцев к выведыванию секретной информации подключать для бесед с ними специально подготовленных к этому агентов и доверенных лиц; в случае обнаружения факта вывоза за границу секретных материалов принимать меры к передаче этих материалов в советское представительство. В отношении членов делегации (группы), которые в условиях заграницы пренебрегают правилами охраны государственных секретов, проводить мероприятия предупредительно-профилактического характера, вплоть до откомандирования таких лиц, в случае необходимости, в Советский Союз.

Указанная работа должна проводиться в гибкой и осторожной форме, чтобы избежать нежелательной реакции со стороны профилактируемых членов делегации (группы).

8. Наряду с решением практических задач по контрразведывательному обеспечению делегации (группы) принимать все необходимые меры к тому, чтобы члены делегации (группы) строго выполняли основные правила поведения советских граждан за рубежом, утвержденные ЦК КПСС 10 января 1968 года.

При получении данных о попытках отдельных участников зарубежной поездки отлучиться без разрешения из расположения делегации (группы) осуществить спекулятивную сделку или совершить другие неблаговидные поступки проводить с этими лицами индивидуальные профилактические беседы с целью предупреждения указанных действий; для проведения таких бесед использовать агентуру, доверенных лиц и руководителя делегации (группы), а в целесообразных случаях проводить их самому лично.

9. В тех случаях, когда индивидуальные беседы не дают положительных результатов и отдельные члены делегации (группы) продолжают нарушать правила поведения за границей, при наличии условий и с учетом конкретной обстановки, проводить профилактические мероприятия с участием всей делегации (группы). При этом не допускать запугивания провинившихся, осуществления официального расследования, допросов и других подобных действий, которые могут привести к нежелательном последствиям.

10. При поступлении данных о политически вредных высказываниях тем или иным членом делегации (группы), не влекущих за собой намерения остаться за границей, через агентов, доверенных лиц и руководителя делегации (группы) или самому лично разъяснять в тактичной форме этим лицам ошибочность их мнений и взглядов, оказывать на них соответствующее влияние и принимать меры к локализации возможного отрицательного воздействия таких высказываний на отдельных членов делегации (группы).

Одновременно осуществлять наблюдение за указанными лицами в целях изучения их дальнейшего поведения и предотвращения с их стороны нежелательных действий.

11. В случаях, когда имеются данные о намерении отдельных членов делегации (группы) во время пребывания за границей осуществить встречи с проживающими там родственниками или знакомили из числа иностранцев, принимать меры к тому, чтобы такие встречи проходили, как правило, в гостиницах, где размещена делегация (группа), и по возможности в присутствии кого-либо из агентов, доверенных лиц или непосредственно оперработника.

12. Оперативный работник должен максимально использовать свое пребывание за границей для сбора разведывательной информации о противнике; лично, через агентуру и доверенных лиц выявлять формы и методы работы разведывательных и контрразведывательных органов противника, зарубежных антисоветских организаций и центров идеологической диверсии против советских граждан, обращая особое внимание на способы подставы им иностранных агентов, приемы использования наружного наблюдения, средств специальной техники и т.п.; изучать иностранцев, которые по своему положению и связям могут представлять интерес для органов госбезопасности.

13. Оперативному работнику категорически запрещается вести и хранить служебные записи вне помещений советского посольства, консульства ИЛИ любого другого советского учреждения, а также принимать какие-либо письменные документы от иностранцев или эмигрантов.

Порядок отчетности оперативного работника о результатах кратковременной заграничной командировки

14. По возвращении в Советский Союз оперативный работник докладывает соответственно руководству Второго главного, Третьего управления или органа КГБ, направлявшего его в заграничную командировку, об итогах проделанной им контрразведывательной работы и в 10-дневный срок, предоставляет детализированный отчет в соответствии с Инструкцией, объявленной приказом КГБ при СМ СССР № 0292 - 1972 г. При составлении отчета следует также руководствоваться пояснительной запиской к унификации отчетной документации о поездках за границу, опубликованной в Информационном бюллетене № 7 Второго главного управления (декабрь 1971 г.).

Агентурные сообщения и справки доверенных лиц к отчету не приобщаются; содержащиеся в этих документах данные, заслуживающие оперативного внимания, должны быть отражены в формализованном отчете.

15. Оперработник сообщает заинтересованным органам (подразделениям) КГБ о всех полученных за границей материалах, заслуживающих оперативного внимания, в том числе о фактах подозрительного или неправильного поведения отдельных советских граждан за границей для организации их проверки или проведения соответствующих профилактических мероприятий.

По вопросам, представляющим интерес для подразделений ПГУ, составляются и направляются отдельные справки.

16. На агентов и доверенных лиц, выполнявших за границей оперативные задания, оперработником составляются характеристики, которые направляются в органы (подразделения) КГБ, где они состоят на учете.

17. Оперработник, направляемый в кратковременную командировку за счет средств КГБ, обязан не позднее трехдневного срока после возвращения из-за границы представить в финансовый аппарат, в котором он получил в подотчет деньги в советской и иностранной валюте, авансовый отчет о произведенных им расходах во время командировки.

ПЕРВОЕ ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КГБ при СМ СССР ВТОРОЕ ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КГБ при СМ СССР

Monday, September 7, 1970

Положение о разведывательных подразделениях КГБ при Советах Министров союзных и автономных республик и УКГБ по краям и областям

от 7 сентября 1966 года г.Москва

№ 00127

Приказ Председателя Комитета Государственной Безопасности при Совете Министров Союза ССР № 00127

О введении в действие положения о разведывательных подразделениях КГБ при Советах Министров союзных и автономных республик и УКГБ по краям и областям

1. В соответствии с решением Коллегии от 30 августа 1966 г. ввести в действие Положение о разведывательных подразделениях КГБ при Советах Министров союзных и автономных республик и УКГБ по краям и областям.

2. Председателям комитетов госбезопасности при Советах Министров союзных и автономных республик и начальникам управлении КГБ по краям и областям, руководствуясь решением Коллегии КГБ при Совете Министров СССР от 28 января 1966 г. "О состоянии разведывательной работы против США и мерах по ее усилению" и указанием КГБ № 23сс от 26 марта 1966 г. "Об усилении борьбы против США как главного противника нашего государства", обеспечить надлежащую координации и взаимодействие разведывательных и контрразведывательных подразделений в работе по иностранцам из капиталистических стран на территории СССР.

3. Первому главному управлению и руководителям местных органов, в составе которых имеются разведывательные подразделения, оказывать этим подразделениям действенную помощь в работе, добиваясь выполнения поставленных перед ними разведывательных задач. При этом особое внимание обратить на приобретение агентуры и доверительных связей из числа иностранцев, которые могут быть использованы на разведывательной работе против США за границей.

4. На заседаниях коллегий КГБ, советов УКГБ периодически рассматривать состояние работы разведывательных подразделений. О результатах рассмотрения и принятых мерах информировать Первое главное управление КГБ при CМ СССР.

5. Приказ КГБ при СМ СССР № 00288 от 22 сентября 1961 г. и введенное им в действие Положение о разведывательных подразделениях местных органов КГБ считать утратившими силу.

С настоящим приказом и Положением ознакомить весь оперативный состав ПГУ и разведывательных подразделений КГБ - УКГБ, а также руководящий состав 2 Главного и 3 Управлений КГБ при СМ СССР до начальника отделения включительно и начальников вторых управлений, отделов, отделений местных органов КГБ.

Заместитель Председателя Комитета государственной Безопасности при Совете Министров СССР генерал-полковник Н. Захаров

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Положение о разведывательных подразделениях КГБ при Советах Министров союзных и автономных республик и УКГБ по краям и областям

1. Разведывательные подразделения (первые управления, отделы, отделения) создаются с разрешения Комитета госбезопасности при Совете Министров СССР в составе КГБ при Советах Министров союзных и автономных республик и УКГБ по краям и областям, имеющих условия и возможности для решения задач, стоящих перед разведкой КГБ.

2. Разведывательные подразделения на местах подчиняются соответственно председателям КГБ республик, начальникам УКГБ по краям и областям, которые несут полную ответственность за состояние и результаты оперативной деятельности этих подразделений.

3. Закордонные мероприятия разведывательные подразделения проводят, главным образом, собственными силами и средствами по согласованию с Первым главным управлением КГБ, руководствуясь при этом существующими приказами и указаниями КГБ при Совете Министров СССР.

4. Направление оперативной деятельности разведывательных подразделений КГБ -УКГБ определяет Первое главное управление по представлению соответствующих начальников КГБ - УКГБ, исходя из задач разведки и реальных возможностей местных органов. ПГУ оказывает разведывательным подразделениям помощь в организации работы и утверждает перспективные планы их деятельности.

5. Разведывательные подразделений комплектуются, как правило, из числа сотрудников органов Госбезопасности, имеющих опыт контрразведывательной работы, владеющих иностранными языками и способных по своим деловым и личным качествам выполнять разведывательные задания за границей.

6. На разведывательные подразделения КГБ республик, УКГБ по краям и областям возлагается:

а) изучение, и разработка на территории СССР и за границей лиц из числа иностранцев, и в первую очередь американцев, в целях привлечения их к сотрудничеству на агентурной или доверительной основе для использования за границей в интересах политической, научно-технической разведки для проникновения в спецслужбы противника, а также в качестве агентов-вербовщиков и агентов для работы по нелегальной линии;

б) добывание секретной информации о капиталистически странах политического, военного, научно-технического и контрразведывательного характера, а также по вопросам документации нелегалов на территорий СССР и за границей; изучение и разработка интересующих разведку КГБ объектов главного противника, в том числе находящихся в третьих странах, с целью проникновения в эти объекты;

в) выявление и разработка, в первую очередь в сопредельных капиталистических странах, разведывательных органов и агентуры противника, ведущих подрывную работу против СССР в целях проникновения в эти органы и противодействия их деятельности, направленной против Советского Союза и других социалистических стран;

г) подбор и начальная подготовка разведчиков-нелегалов, разработка документальных вариантов и подготовка условий для проведения документальных комбинаций за границей;

д) подбор, проверка и подготовка резерва для использования за границей по линии 13 отдела при ПГУ;

е) использование в интересах разведки и контрразведки за границей возможностей советских граждан, выезжающих в капиталистические страны в составе делегаций, туристских групп, в качестве специалистов, студентов, аспирантов или по частный делам, а также подготовка агентуры, выезжающей за границу для работы в советских представительствах и международных организациях;

ж) организация работы по использованию эмиграции из СССР в интересах разведки, а также разложению реакционных эмигрантских националистических центров и пресечению их подрывной антисоветской деятельности. Осуществление руководства комитетами и обществами по культурным связям с соотечественниками за рубежом в их работе по развитию патриотического движения;

э) вывод на территорию СССР иностранцев, представляющих интерес для КГБ, с целью их разработки и вербовки;

и) выполнение отдельных поручений Первого главного управления, связанных с проведением активных, дезинформационных и других оперативных мероприятий.

7. Разведывательные подразделения КГБ - УКГБ для решения задач, поставленных перед ними, имеет право:

а) осуществлять изучение, разработку в разведывательном плане и вербовку представляющих интерес для разведки-иностранцев, прибывших на территорию Советского Союза в качестве туристов, в составе делегации, по линии культурного и научного обмена, по частным делам и двухсторонним экономическим соглашениям, по которым у них имеются наводки из резидентур, задания ПГУ, свои разработки и материалы. Совместно со вторыми управлениями-отделами КГБ - УКГБ рассматривать материалы на других иностранцев, которые могут быть использованы на разведывательной работе за границей, вести их разработку по совместным планам и в целесообразных случаях с санкции руководителей КГБ - УКГБ брать дела в свое производство;

б) создавать по согласованию с ПТУ в капиталистических странах агентурную сеть и осуществлять руководство ею по своим каналам.

При передаче агентов на связь резидентурам КГБ дела на них передается Первому главному управлению;

в) организовывать в соответствии с установленным порядком поездки в капиталистические страны с разведывательными заданиями оперативных работников, агентов и доверенных лиц, включая их в состав выезжающих за границу делегаций, туристских групп, команд судов загранплавания; проводить эту работу в контакте с контрразведывательными аппаратами;

г) готовить, с соблюдением соответствующих требований, своих сотрудников для работы за границей в составе резидентур КГБ при Совете Министров СССР. Сотрудники при выезде в долгосрочные командировки за границу зачислятся в действующий резерв ПГУ и поступают в подчинение резидентов КГБ. По истечении срока загранкомандировки эти сотрудники возвращаются в распоряжение КГБ - УКГБ и назначаются при положительной оценке их работы на должности не ниже тех, которые они занимали к моменту командирования за границу;

д) создавать на территории республики, края, области агентурные и другие оперативные возможности, необходимые для выполнения поставленных разведывательных задач. Использовать для этих целей также возможности других подразделений органов КГБ на местах, в тем числе разведпунктов научно-технической разведки, с соблюдением порядка и положений, предусмотренных приказами и указаниями КГБ при CМ СССР;

в) поддерживать при наличии возможностей с разрешения председателя КГБ - начальника УКГБ непосредственную связь со своими разведывательными группами в сопредельных капиталистических странах по вопросам, не требующим согласования с ПГУ.

8. Добытую разведывательными подразделениями разведывательную информацию органы КГБ направляют для реализации в Первое главное управление КГБ при Совете Министров СССР. В необходимых случаях ее докладывают первым секретарям компартии республик, крайкомов и обкомов. Разведывательная информация, представляющая интерес только для местных органов КГБ, военной разведки и контрразведки, погранвойск, научных центров и предприятий, передается им на месте с последующим уведомлением об этом ПГУ.

9. Действующие при КГБ - УКГБ разведпункты научно-технической разведки Первого главного управления КГБ ведут работу в соответствии с задачами, определенными для них распоряжением Совета Министров СССР № 2152рс от 27 октября 1965 г., объявленного приказом КГБ № 00164-65 г. Они подчиняются руководству КГБ - УКГБ (а в органах, где имеются разведподразделения, - руководству этих подразделений) и управлению научно-технической разведки Первого главного управления и руководствуются их указаниями.

10. Руководство разведывательными подразделениями КГБ - УКГБ и координацией их деятельности с подразделениями центрального аппарата разведки, а также анализ и обобщение их работы Первое глазное управление осуществляет через 15 отдел ПГУ.

Руководство работой разведывательных подразделений КГБ - УКГБ по линии научно-технической разведки, по вопросам подбора и документации нелегалов, а также по конкретным в вербовочном плане разработкам Первое главное управление осуществляет соответственно через управление научно-технической разведки, специальное управление и другие оперативные подразделения ПГУ.

11. Оперативную переписку с резидентурами КГБ при Совете Министров СССР в капиталистических странах, а также с аппаратами представительств и групп координации и связи КГБ в социалистических странах разведывательные подразделения местных органов КГБ ведут только через Первое главное управление. Последнему предоставляется право вносить изменения в задания, поступающие из местных органов госбезопасности, либо отменять их, если они противоречат общим планам ПГУ или составлены без учета политической и агентурной обстановки в странах, своевременно уведомляя об этой заинтересованные подразделения.

12. Начальники разведывательных подразделений КГБ - УКГБ имеют право телеграфной переписки по вопросам, входящим в их компетенцию, с местными органами и с ПГУ КГБ.

По вопросам ведения оперативного учета разведывательные подразделения КГБ - УКГБ руководствуются приказами и инструкциями, действующими для разведывательных аппаратов КГБ.

Начальник Первого главного управления КГБ при Совете Министров СССР

генерал-лейтенант А. Сахаровский