Thursday, November 20, 2014

«Мы сами пришли в прокуратуру. Просто хотели узнать, почему нас показали в криминальных новостях, а Сашу посадили на 5,5 лет»

Студенты юридического колледжа БГУ настаивают: они просто гуляли в парке, а пьяного мастера спорта по тяжелой атлетике и его друга избили совершенно другие люди
КАТЕРИНА БОРИСЕВИЧ
- Раньше каждый год в День Матери ездила на концерт, нашу семью хвалили, я - многодетная мама, 30 лет отработала учителем. А что сейчас? Через несколько минут моему сыну вынесут приговор, вот вам и весь праздник, - еле сдерживает слезы Антонина Гайдук, мама 19-летнего Саши.
Возле здания суда Партизанского района Минска мамы студентов юридического колледжа БГУ не скрывают своего волнения: все поглядывают на часы, а сыновья пытаются их хоть как-то утешить. Этот день женщины запомнят на всю жизнь - вместо цветов и поздравлений вот-вот решится судьба их детей. Накануне прокурор потребовал всех лишить свободы: 19-летнего Сашу - на 8,5 года, его сверстника Евгения - на 7 лет в исправительной колонии, а 17-летнего Эдуарда - на 6 в воспитательной колонии, так как он несовершеннолетний.
«Когда родители приедут с деньгами и будут стучаться ко мне в дверь?»
Парни пришли к нам в редакцию за день до оглашения приговора, чтобы рассказать, как оказались на скамье подсудимых.
- Для нас вся история началась 16 апреля. В колледже одногруппница сказала: «Видела вас вчера по телевизору в криминальных новостях. Вас разыскивает милиция». Да ну! Мы поначалу не поверили, думали, розыгрыш какой-то. А вечером посмотрели видео: на кадрах уличной камеры зафиксировано, как мы 22 марта 2014 года около 22 часов втроем идем по улице вдоль парка Горькогопо направлению к его центральному входу. А голос за кадром сообщает: «…именно эти молодые люди избили пенсионеров». Мы были просто ошарашены. Выходит, нас разыскивают, а мы спокойно ходим на занятия, ни от кого не скрываемся, - говорит Женя Крупкевич, студент 4-го курса.
- На следующий день пошли в администрацию колледжа, все рассказали. Конечно, мы хотели опровержения от журналистов. Поэтому поехали в прокуратуру Партизанского района и рассказали, что никаких преступлений мы не совершали. Что удивительно, нигде не зафиксировано, что мы пришли сами, - продолжает рассказывать Саша Гайдук.
Уже в РУВД парни узнали, что 22 марта около 22 часов трое неизвестных хулиганов неподалеку от входа в парк Горького избили двоих мужчин. Один мужчина получил черепно-мозговую травму и месяц пролежал в реанимации, второй не пострадал. Поначалу студенты проходили по уголовному делу как свидетели, но позже их статус изменился на обвиняемых.
- Во время опознания потерпевший, мужчина лет за 60, большой такой и широкоплечий, вдруг показывает на меня, Сашу и говорит: «Это один из них. Когда родители приедут с деньгами и будут стучаться ко мне в дверь?» Я был в шоке. Мы сразу дали понять: мы невиновны и никаких денег не будет, - вспоминает Евгений.
Потерпевшие после литра виски смутно помнили тот вечер
Чуть позже студенты узнали, что «скорую» потерпевшему вызывала девушка-очевидец произошедшего.
- Двое мужчин были одеты в спортивные костюмы, шли не спеша, прогуливаясь. А со стороны центрального входа в парк Горького двигались трое молодых людей. Когда они поравнялись, то задели друг друга или плечом, или руками, случайно. Из-за этого возник словесный конфликт, после этого один из мужчин и один парень из компании стали наносить друг другу обоюдные удары. Потом другой парень ударил другого мужчину, и тот упал и ударился затылком о тротуарную плитку. Затем компания стала наносить удары другому потерпевшему, после чего злоумышленники убежали в сторону парка. Я вызвала милицию, один из потерпевших сказал, что конфликт был обоюдным, претензий никаких нет. Все трое парней были худощавыми, на вид 23 - 25 лет, один из них был в кепке, а на плечах - рюкзак, - такое объяснение дала 26 марта сотрудникам Партизанского РУВД свидетель Ольга.
- А теперь посмотрите на нас, - говорит Евгений. - Я и Эдик худые, а Саша - плотного телосложения, явно выделяется из нас троих. Тем более девушка говорит, что один из хулиганов был в кепке с рюкзаком, а на видео четко видно: ни у кого из нас не было кепки или шапки, только в руках Эдика бутылка колы, - говорит Евгений.
Потерпевшие не скрывали: в тот вечер они выпили литровую бутылку виски на двоих. Пострадавший, который получил травму головы, вообще не запомнил обстоятельств произошедшего - кроме удара в лицо и падения на тротуар, от которого получил повреждение, а второй пострадавший, мастер спорта по тяжелой атлетике, в первоначальных показаниях сказал, что никого из нападавших не запомнил и опознать не сможет.
«Вышел покурить, и меня сняла камера»
Пока шло расследование и суд, парни продолжали учиться в колледже.
- Надеемся на оправдательный приговор, - уверенно говорит Евгений Крупкевич. - Во время суда, во-первых, мы обращали внимание, что никто из нас не был в кепке и с рюкзаком, на что свидетель-очевидец уже в суде заявила: «Мне не принципиально - была кепка или нет. Я должна довести дело до конца. Я такой человек». Во-вторых, на камере видно, как мы просто неторопливо шли в 22.09 по направлению ко входу в парк, а когда следующий раз появились на камере в 22.11, то видно, что переходим дорогу, поднимаемся по лестнице на пр. Независимости и спокойно уходим. А по документам, свидетель-очевидец в 22.11 вызывает «скорую» для одного из потерпевших. Со слов этого же свидетеля, драка была две-три минуты, после чего злоумышленники разбежались, а потом спустя еще минуты три она вызвала «скорую». Уже по времени ничего не совпадает. Но на последнем заседании по вызову государственного обвинителя появился какой-то специалист, который устанавливает камеры, и сказал: время на часах видеозаписи спешит на семь минут. Мы были в шоке. В-третьих, так и не было установлено, как пострадавший получил травму. Кстати, они вообще не ходили на суды, им это было неинтересно. Мастер спорта в самом начале дал показания и написал заявление, чтобы больше его не вызывали. Второго потерпевшего в суд приводили принудительно по требованию защитников. Знаете, самое обидное, что в тот вечер мы гуляли по парку, мне захотелось покурить и, чтобы не нарушать закон, я попросил друзей выйти к центральному входу. В этот момент нас и зафиксировала камера. Лучше бы я покурил в детском парке, меня б оштрафовали - и все, не было бы никакого уголовного дела.
Студентам юридического колледжа БГУ предъявили обвинение по статьям Уголовного кодекса: «Умышленное причинение тяжкого телесного повреждения группой лиц» и «Хулиганство группой лиц».
Всех студентов признали виновными
Чем меньше оставалось до оглашения приговора, тем больше нервничали родители. Накануне вечером мамы собирали сумки с вещами в изолятор своим сыновьям, никто не знал, как закончится этот день: на свободе или в изоляторе.
- Мы все приезжие. Женя родом из Брестской области, Эдик - из Гомельской, Саша - из Гродненской. Ездили на каждое судебное заседание, - говорят родители обвиняемых, а сами в этот момент достают из машин сумки с вещами.
 - Что-то я волнуюсь, - говорит мне Саша Гайдук, а на его лице появляются капли пота. И в этот момент все услышали звук открываемого замка в одной из дверей.
- Ну, все понятно, - опустили голову студенты. Как будущие юристы, они знали: дверь открывается для конвоиров.
- Суд признал виновным Александра Гайдука в умышленном причинении потерпевшему тяжкого телесного повреждения, хулиганстве группой лиц и приговорил к 5 годам 6 месяцам колонии в условиях усиленного режима, - зачитывала приговор судья суда Партизанского района города Минска Рита Шаграй.
После этих слов конвоиры надели наручники на парня. Суд также признал виновными Евгения и Эдуарда, но только в групповом хулиганстве. По обвинению в причинении тяжких телесных повреждений они были оправданы. Женю приговорили к 2,5 года ограничения свободы без направления в исправительное учреждение. Это значит, он будет на свободе, но каждую неделю должен отмечаться в милиции. А к Эдуарду применили амнистию. Парни обязаны выплатить пострадавшему спортсмену два миллиона в качестве моральной компенсации.
- Конечно, мы будем обжаловать приговор, - сказали фигуранты уголовного дела сразу после суда. - Как так вышло, что потерпевшие и свидетель сразу после нападения не могли точно описать хулиганов, а на суде, спустя пять месяцев, указали на нас?
- Почему именно Сашу приговорили к лишению свободы? - интересуюсь у адвокатов.
- Возможно, суд пришел к такому выводу, поскольку потерпевшему был нанесен только один удар по лицу, на суде его друг, второй потерпевший, показал на Александра: «Вот этот полный ударил, я вспомнил, что в тот вечер запомнил его по щекам».
Мама Саши еще долго плакала в суде, не понимая, куда ей идти и что делать дальше… Приговор не вступил в силу и может быть обжалован обвиняемыми и их защитниками.
https://www.kp.by/daily/26297.5/3175067/

No comments: