В последние месяцы страну накрыла волна административных штрафов. Всё бы ничего, но в нашем государстве есть автоматизированная система АИС ИДО, которая списывает деньги с карточек, счетов и электронных кошельков в бесспорном порядке, предварительно блокируя эти средства.
Что происходит и что делать в случае ошибки?
В одном из белорусских Телеграм-каналов появился пост о свирепствующем АИС ИДО. Там же приведен вот такой интересный скрин…
— Всё больше сообщений про снятие средств с карт от АИС ОДО (Автоматизированная информационная система исполнения денежных обязательств). Интересно то, что списываются средства от людей, которые вообще не получали никаких уведомлений о штрафах/долгах, и не могут уже 3 дня узнать причину списания средств.
— Вариант — снимать все деньги с карт, но система позволяет уйти в «технический овердрафт», и всё равно нужно будет возместить эту сумму, но уже банку (и весь негатив пойдёт в банк, хоть тут он вообще ни при чём).
АИС ИДО списывает штрафы и долги как с физлиц, так и с юрлиц. Про предприятия мы сегодня говорить не будем, расскажем об обычных людях.
К примеру, у гражданина Беларуси есть штраф за превышение скорости или посещение неразрешенного мероприятия. На добровольное погашение такого штрафа дается от 40 дней, если его не опротестовывать, до 70 (в случае опротестования). Допустим, человек не знал, что он оштрафован, и ничего не платил.
Информация о сумме штрафа попадает к взыскателям (судебным исполнителям), которые вносят сведение о взыскиваемой сумме в АИС ИДО. Далее — все автоматизировано.
Система отправляет во все белорусские банки электронные запросы о наличии у должника или оштрафованного счетов в банке. «Терминатор» ищет:
- карточные счета
- расчетные счета
- отзывные депозиты
- электронные кошельки
Система не может списать деньги:
- с безотзывных депозитов
- со счетов к кредитным картам
Алгоритм выстроен таким образом, что АИС ИДО ищет в разных банках счет с суммой, которая необходима для погашения. Поэтому счета в банках могут на какое-то время блокироваться, чтобы с них можно было списать деньги.
АИС ИДО не успокоится до тех пор, пока не взыщет всю сумму. Получив информацию о взыскании какой-то части денег, она продолжит поиск остальных.
Здесь в дело вступает человеческий фактор. Да, взыскатель может ошибиться. Или другой правонарушитель может назвать ваши данные, и с вас начнут взыскивать штраф.
Теоретически взыскатель, по мысли разработчиков, несет ответственность за действия с АИС ИДО. Но информации о том, что кого-то из взыскателей уволили за неправильно выставленное требование, пока что нет.
Правда, летом этого года систему немного «упростили».
Важно! С июля по 31 декабря 2020 года взыскание в бесспорном порядке денежных средств, находящихся на счетах плательщиков:
- юрлиц
- организаций, которые не являются юрлицами
- физлиц
- ИП
Что делать, если вы считаете, что деньги списаны неправильно?
На вопрос: «Куда обращаться, если думаешь, что деньги списали неправильно?» — нам на условиях анонимности ответили в одном из белорусских банков.
— Никакой тайны в таких списаниях нет. Если АИС ИДО списала ваши деньги, нужно обратиться в обслуживающий банк. В нашем банке, к примеру, вам назовут орган, производивший списание, дату выставления требования и сумму. Это может быть штраф или ваша задолженность, которые истребуют взыскатели.
— Получается, что деньги можно списать просто так, без предупреждения?
— Орган, производящий взыскание, должен был направить вам письмо с требованием по адресу регистрации. Если вы не получали такое письмо, возможно, вы живете не по адресу регистрации, или нужно проверить почтовый ящик.
— Банк даст мне телефон, по которому я могу обратиться в этот орган, чтобы решить вопросы?
— Банк называет только орган, производящий взыскание, дату и сумму. Телефонов органа у банка нет. Но вы можете найти их на сайте взыскателей, когда будете знать, кто взыскал сумму.
— Что делать, если я не согласен с взысканием или с его суммой?
— Нужно обращаться в суд.
Если АИС ИДО списала с вашего счета (счетов) деньги, но вы не понимаете, за что, следует предпринять следующие шаги:
- Обратиться в обслуживающий банк и выяснить, на основании чьего решения были списаны средства
- Обратиться в орган принудительного исполнения за разъяснениями. Если не получается дозвониться до них, можно прийти лично
- В случае ошибочного взыскания — обратиться в суд
+375 (17) 200-67-78
+375 (44) 529-20-00
— по рабочим дням с 9.00 до 18.00.
Кроме того, проверить наличие задолженности перед органами исполнительного производства можно с помощью сервиса на сайте Минюста.